Основы программирования

С.М.Окулов

 

Содержание

Предисловие

В первой части нашего учебного пособия были рассмотрены основные управляющие конструк-ции языка программирования Турбо Паскаль, но не только они. Одной из целей занятий быламинимизация количества инструкций и достижение такого уровня понимания, чтобы работа про-граммы воспринималась школьником в динамике. Для того чтобы отследить изменение значенийпеременных, вначале использовалась “ручная” прокрутка программы, а затем — средства отладчикасистемы программирования. Таким образом, закладывался первый “кирпичик” в фундамент струк-турного стиля мышления.Вторая часть пособия была посвящена второму “кирпичику” этого фундамента — механизмуиспользования процедур и функций, созданию логических блоков с одной точкой входа и однойточкой выхода.Одной из задач данного этапа обучения являлась выработка стиля мышления, основанного не наанализе и использовании отдельных операций, а на восприятии более крупных единиц, “логическихблоков”, построенных и на уровне управляющих конструкций языка, и на уровне структур данных.Доведенный до автоматизма, такой стиль превращается в естественное свойство ума, который ужеможно назвать аналитическим. Именно в этом заключается принцип “разделяй и властвуй”.Третья часть учебника в основном посвящена фундаментальному понятию информатики — мас-сиву. При этом весь материал является очередным витком в освоении и закреплении целевыхустановок первых двух частей. Разумеется, задачной основой этой части являются алгоритмы сорти-ровки и поиска, поскольку ничего лучшего в информатике для изучения массивов пока не придума-но и вряд ли будет придумано.Занятие по комбинированному типу данных стоит несколько особняком. Оно несколько выпада-ет из общей темы третьей части, но является необходимым для работы с частью четвертой —динамическими структурами данных (последним “кирпичиком” фундамента).

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Занятие 1.Первая программа (№ 42/2000 )
Занятие 2. Целочисленные типы данных (№ 43/2000 )
Занятие 3.
Команды редактора для работы с блоками, работа с окнами (№ 44/2000 )
Занятие 4.
Логический тип данных, побитные операции над целыми числами (№ 45/2000 )
Занятие 5.
Составной и условный операторы (№ 46/2000 )
Занятие 6. Оператор For (№ 47/2000 )
Занятие 7.
Оператор цикла While (№ 48/2000 )
Занятие 8. Оператор Repeat ... Until (№ 6/2001 )
Занятие 9. Вложенные циклы (№ 7/2001)

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ

Занятие 10.Одномерные массивы. Работа с элементами (№ 8/2001 )
Занятие 11. Процедуры (№ 10/2001 )
Занятие 12.
Функции (№ 11/2001 )
Занятие 13. Рекурсия (№ 13/2001 )
Занятие 14.
Символьный и строковый типы данных (№ 14/2001 )
Занятие 15. Вещественный тип данных (№ 16/2001 )
Занятие 16. Текстовые файлы (№ 19/2001)

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ*

Занятие 17.Методы работы с элементами одномерного массива
Занятие 18. Множественный тип данных
Занятие 19.
Методы сортировки
Занятие 20. Методы быстрой сортировки
Занятие 21.
Поиск данных
Занятие 22. Двухмерные массивы. Работа с элементами
Занятие 23.
Двухмерные массивы. Поиск и удаление строк
Занятие 24. Задачи на технику работы с двухмерными массивами
Занятие 25. Комбинированный тип данных (записи)

* В этом выпуске опубликованы м атериалы занятий 21—25.

 

TopList