МЕТОДИКА

Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике

И.Н. Фалина,
Москва

Еще несколько лет назад основной темой на конференциях учителей информатики, газетных и журнальных статей по информатике была тема “Чему учить в школе на уроках информатики”. Ведущие методисты страны, опытные педагоги, авторы учебников по информатике высказывали свои аргументированные доводы, спорили, предлагали для всеобщего обсуждения свои программы… И вот в 2004 году принят государственный документ “Стандарт образования по информатике”. Для каждого звена школы — начальной, средней и полной средней — прописано, чему надо учить, что должен знать выпускник соответствующего уровня и что он должен уметь.

Утихли ли споры, дискуссии на поле “информатики” по этому вопросу? Конечно же нет, но изменился оттенок этих дискуссий. На первый план выходят вопросы типа “для чего учить тому или иному?”. Перевод вопросов о содержании школьной информатики в такую плоскость не случаен. В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за этими терминами — “компетентность”, “компетентностное обучение”?

Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие “компетентность”. Но за основу понятия “компетентный человек” взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Так, например, при изучении русского языка выделяются следующие компетентности: коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая.

Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.

Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

В информатике на сегодняшний день выработано только определение ИКТ-компетентности. Понятие информатической компетентности пока не сформировано; скорее всего, как и в примере с русским языком, для определения компетентного человека в области информатики потребуется введение нескольких компетентностей.

Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В свою очередь, ИКТ-грамотность складывается из следующих познавательных или когнитивных деятельностей:

  • способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации (определение информации);
  • умение собирать и/или извлекать информацию (доступ к информации);
  • умение применять существующую схему организации или классификации (управление информацией);
  • умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных (интегрирование информации);
  • умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации (оценивание информации);
  • умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее (создание информации);
  • способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении (сообщение информации).

Учителя информатики первыми на себе прочувствовали необходимость внедрения компетентностного подхода к обучению. Вам, наверное, часто приходится выслушивать от родителей такую тираду: “Да зачем моему Володе нужны системы счисления, он не собирается становиться математиком. Вы лучше научите его работать в FotoShop'e, ему надо к жизни готовиться!”

И действительно (в соответствии с понятием компетентность), если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Весь вопрос, что нынешнему школьнику понадобится в надвигающейся на него “взрослой” жизни? Из каких когнитивных деятельностей должна формироваться информатическая компетентность? Ведь у каждого учителя есть примеры, когда отличник не смог найти себе место во взрослой жизни, и, наоборот, когда троечник, закончив школу, смог успешно продолжить обучение и достигнуть определенных результатов. В чем причина: мы учим не тому? Или мы учим не так? Или мы оцениваем учеников не по тем критериям?

Вопросов очень много. Но если мы хотим переходить к компетентностному подходу в обучении информатике (а от учителей информатики на самом деле это всегда требовали!), начинать надо с внимательного изучения действующего стандарта.

Но сначала зададим себе вопрос: “А для чего нужен стандарт образования?” Стандарт образования нужен для определения качества образования. Определение качества образования с необходимостью требует либо сравнения существующего уровня образования с неким эталоном (стандартом), либо с состоянием (качеством) образования в других странах. Государственный образовательный стандарт создает условия для поддержания качества общего образования в Российской Федерации не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.

В 2004 году Стандарт образования был приравнен к документам государственного уровня. В пояснительной записке к этому документу сказано: “…по своей социально-педагогической сути данный стандарт — это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

Государственный стандарт общего образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)…”

Стандарт по любой школьной дисциплине имеет следующую структуру:

  • цели изучения данной дисциплины;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  • требования к уровню подготовки выпускников (подразделяются на два раздела: что должен знать/понимать выпускник, и что он должен уметь).

На основе стандарта разрабатываются конкретные образовательные программы, его реализующие; разрабатываются учебно-методические комплексы, по которым можно реализовывать образовательные программы; строится система контроля (в стандарте указывается минимальный уровень содержания, который учебное заведение должно предоставить учащимся, и границы максимальных требований, которые могут предъявляться учащимся).

Таким образом, государственный стандарт — тот документ, по которому живут все учителя РФ. Он реально нужен. Но…

Анализ стандарта по информатике (все нижесказанное можно отнести к стандарту по любому предмету) приводит к следующему выводу: данный документ по-прежнему ориентирует процесс обучения на “знаньевоцентрический” подход, т.е. получение знаний ради знаний. Однако надо отдать должное разработчикам стандартов, практически во всех стандартах отдельным разделом выделены требования к выработке умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Возможен ли переход к компетентностному обучению информатике при существующем стандарте? Ответ на этот риторический вопрос, мне кажется, может быть утвердительным.

Система образования любой страны достаточно инертна. В этом ее и недостаток, и достоинство. Инертность системы образования вызвана многими причинами, в качестве наиболее существенных можно назвать следующие: необходимость разработки новых методик обучения, нацеленных на подготовку компетентного в своей области человека (а не на выработку у него ЗУНов по данному предмету); необходимость в разработке новых учебных программ и новых учебных пособий; необходимость подготовки учителей, владеющих новыми методиками, и т.п.

Поэтому, имея данный стандарт образования по информатике, переход к компетентностному обучению начинать следует с изменения методик обучения. А изменение методик обучения, в свою очередь, начинается с пересмотра (переосмысления) целей обучения информатике.

В стандарте образования в качестве целей изучения информатики и информационных технологий для средней школы указано:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Внимательное прочтение этих целей показывает, что они на самом деле работают на воспитание компетентного в области информатики человека. Действительно, нельзя воспитать информатически компетентного человека, если у него не будут выработаны навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, освоении профессий и т.д.; если у него не воспитать ответственного и избирательного отношения к полученной и передаваемой информации; если он не будет уметь работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий; если он не будет понимать (знать) природу информационных процессов и т.д.

Хотелось бы, чтобы в целях изучения информатики были явно указаны познавательные деятельности, которые необходимы для формирования информатической компетентности. А указать явно мы их не можем, так как понятия информатической компетентности пока нет. Замкнутый круг? Нет, выход, как всегда, есть, но не простой, требующий усилий.

Без сомнения, автор статьи не берет на себя ответственность по внесению изменения в стандарт. Цель статьи — вызвать учителей на дискуссию о том, какие информатические компетентности необходимо вырабатывать у учащихся.

Два примера для начала обсуждения.

Пример 1. В ИКТ-компетентность входит такая составляющая, как сообщение (передача) информации. Эта деятельность складывается, в частности, из следующих умений:

1) умение адаптировать информацию для конкретной аудитории путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

2) умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);

3) обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;

4) умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности и полу;

5) знание требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Если выпускник средней школы компетентен, то он со многими возникающими проблемами должен справляться самостоятельно, т.е. он должен вникнуть в проблему, предлагать пути ее решения и т.д.

Рассмотрим модельную ситуацию, которая может быть реальной.

Предположим, что вам (конкретному учителю информатики), как классному руководителю, надо провести родительское собрание на тему “Проблемы наркомании в нашем городе”. На собрание приглашены и родители, и дети. Материал вы собрали, но как его лучше преподнести, как эффективнее провести собрание? Вы решили на основе подобранного материала сделать презентацию и поручили ее создать двум своим ученикам-девятиклассникам. Справятся ли они?

Рассмотрим, какими именно умениями из когнитивной деятельности сообщение информации должны для этого обладать учащиеся (см. список умений выше):

1) презентация должна быть ориентирована на две возрастные категории, она не должна быть большой по времени, она должна быть “читаема” (сэкономит вечернее время, заинтересует и детей, и родителей). Умениям делать презентацию в рамках курса информатики учат; в стандарте это указано;

2) для родителей будут полезны слайды с выдержками из оперативных сводок (соответствующие фотографии есть в вашем материале), нормативных документов. Умению вставлять объекты в слайды также учат на уроках информатики, и в стандарте это отражено;

3)–5) эти умения должны формироваться на всех школьных предметах, должны формироваться в семье, всем обществом.

Таким образом, можно сделать два вывода:

1) те познавательные действия, которые составляют ИКТ-компетентность, должны формироваться не только на уроках информатики, да это и логично;

2) те познавательные действия из ИКТ-компетентности, которые непосредственно должны относиться к учебному предмету “Информатика и информационные технологии”, в нашем предмете изучаются и в стандарте прописаны.

Замечание. Авторами понятия ИКТ-компетентность используется термин (понятие) когнитивная деятельность. Что стоит за этим понятием, каково его содержание?

Любое умение — это действие, деятельность. Но если эта активность сопровождается, опирается на некую умственную активность, связанную с уточнением, мысленным формированием критериев и т.д., то такое умение называют когнитивным, или познавательным.

Вообще в психологии выделяются следующие психологические процессы: познавательные, эмоционально-мотивационные и личностные характеристики. К познавательным процессам относят: ощущение; восприятие; мышление; сознание; речь; внимание; память; воображение; интеллект.

Пример 2. Родители купили новый телефон с автоответчиком. В качестве звуковой заставки папа решил записать любимых The Beathles. Но сын делать это папе категорически не советовал. Папа сказал: “Много ты понимаешь!” — и выполнил намеченное. Запись, как и следовало ожидать, была далеко не лучшего качества. Обиженный сын заявил: “Вот так всегда, ты мне не веришь! А мы на информатике изучали принципы оцифровки звука и, главное, способы восстановления звука. Нам рассказывали, как единички и нолики превращаются в звук. Приборы с низкой частотой дискретизации в принципе не могут воспроизвести качественную звукозапись, эх ты!”.

Пригодились сыну знания, которые он изучал в разделе “Представление информации. Дискретная форма представления информации”? Конечно, и папа теперь по-другому к сынишке относиться будет. Но есть три вопроса.

1. Есть ли в наших учебниках достаточное количество примеров, которые показывают, где изложенные знания будут востребованы в реальной жизни?

2. Ставим ли мы всегда сами перед собой аналогичный вопрос о примерах, иллюстрирующих содержание каждого урока?

3. Как можно назвать компетенцию, в которую входит та когнитивная деятельность, которую проявил мальчик?

В заключение хочется отметить следующее.

1. Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь. Очень не хочется, чтобы высказывание, соответствующее вопросу (который автор очень не любит): “Если вы такие умные, то почему вы такие бедные”, было истинным из-за ложности посылки и истинности следствия.

2. Переход к компетентностному обучению не начнется в один “назначенный министерством” день. Мы должны работать на этот день, должны до него “дорасти”.

3. Для продвижения к намеченной цели потребуется изменить акценты и в содержании, и в системе контроля.

4. И конечно же придется менять методики преподавания школьной информатики. Но это тема следующих статей.

TopList