ЭНЦИКЛОПЕДИЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

I. Дидактика и информатика

9. Пропедевтический курс информатики

Теоретические аспекты пропедевтического курса

Две главнейшие задачи информатики в школе — формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных11 методик (см. “Дидактическое обоснование школьного курса информатики”), соответствуют двум направлениям изучения информатики: мировоззренческое (информационные связи объектов и процессов современного мира) и технологическое (планирование и организация деятельности человека в мире). Обе они в равной мере требуют ранней постановки курса информатики. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий (именно в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение: курс информатики должен начинаться в младших классах школы.

В дидактическом обосновании школьного курса информатики подчеркивалось фундаментальное, методологическое значение основных навыков операционного стиля мышления. По своей фундаментальности они могут ставиться в один ряд с развитием количественных и пространственных представлений, с умением абстрагировать, схематизировать, с другими фундаментальными элементами математического развития. Именно этой фундаментальностью обосновывали выдающиеся советские математики и педагоги А.И. Маркушевич и Н.Я. Виленкин введение понятий “множество”, “признак”, “отношение”, “классификация” в начальную школу при реформировании методики школьной математики в первые послевоенные годы.

Проводя параллель между основными умениями и навыками операционного мышления и математического развития школьников, можно прийти к тому же важному выводу о необходимости курса раннего обучения информатики в школе. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах начальной школы. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.

Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.

Второй из названных выше аргументов информатизации школьного образования — совершенствование предметных методик — с той же очевидностью требует курса раннего обучения информатике: основным понятиям этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с компьютером. В самом деле, для того чтобы (и перед тем, как!) применять компьютер на предметных уроках, следует добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае (как это неоднократно наблюдалось) ученики на уроке — компьютеризованной лабораторной работе — по химии, истории, иностранному языку и т.п. затрачивают время, испытывают психологическую перегрузку, дополнительные умственные усилия на второстепенные (по отношению к изучаемой дисциплине) операции с технологическим инструментарием.

Эта ситуация давно (задолго до появления компьютеров) проверена школой: дети сначала учатся читать и писать, а только после этого эффективно осваивать другие предметные дисциплины. Точно так же сейчас без овладения современными информационными технологиями на уровне навыков трудно говорить о совершенствовании частных предметных методик.

Практическая апробация пропедевтического курса

Начиная с 1985 года, когда на уровне правительства страны было принято решение об обязательном обучении школьников основам информатики, прочно укрепился стереотип представления об информатике как школьном предмете, изучение которого должно происходить в юношеском (а не детском!) возрасте, именно в старших классах средней школы. Однако, зная новейшую историю России, совсем нетрудно понять, что в этих высоких решениях были учтены не столько дидактические основания, сколько чисто конъюнктурные, экономические и даже политические положения.

Действительно, с одной стороны, было ясно, что тогда, в 1985 году, уже невозможно было откладывать далее задачу информатизации общества и, следовательно, компьютеризации школьного образования перед угрозой превращения могучей державы в полуколониальную страну. С другой стороны, если уроки информатики в 9–10-х классах, вообще говоря, можно было реализовать как теоретический безмашинный курс, то в начальной школе, где наглядность учебного материала в силу одного из основных дидактических принципов имеет решающее значение, это попросту немыслимо. Если к тому же учесть, что начальная школа по Конституции является обязательным этапом образования, а к выпускным классам полной средней школы контингент обучаемых существенно сокращается, то курс “Основы информатики и вычислительной техники IX–X” давал возможность хотя бы в некоторой степени уменьшить пропасть между педагогическими требованиями и экономической ситуацией, не позволявшей в то время иметь в каждой школе кабинет информатики.

Таким образом, стереотип представления о положении курса информатики в школьном учебном плане — “информатика должна изучаться в старших классах” — в принципе неверен. Единственной аргументацией такого положения мог служить уровень отечественной экономики, не позволявший обеспечить школу необходимым количеством вычислительной техники.

Наряду с приведенными выше теоретическими аргументами в пользу раннего обучения информатике приводились такие практические доказательства, как многочисленные педагогические эксперименты по обучению программированию и информатике детей младшего школьного и даже дошкольного возраста. Эти разнообразные эксперименты как за рубежом (США, Франция, Болгария и др.), так и в нашей стране убедительно показали, что дети младшего школьного возраста не только могут усвоить приемы программирования, но (что гораздо важнее) быстрее, прочнее и естественнее осваивают фундаментальные понятия информатики, которые способствуют формированию мировоззренческих концепций ребенка.

Вместе с тем эти эксперименты, убеждавшие практиков, обнаружили глубокую нишу между ранним обучением информатике в начальной школе и утвержденной Министерством образования программой базового изучения информатики в выпускных классах. И хотя в каждом отдельном случае педагоги-экспериментаторы находили решения проблем “стыковки”, эти решения не могли претендовать на обобщение, прежде всего потому, что они исходили из условий конкретной, локальной ситуации, или элитарности учебного заведения, или профессиональной ориентации информатической подготовки школьников.

Только сравнительно недавно одновременно с подготовкой и декларированием Государственного стандарта общего образования, включающего три компонента — федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения (школьный), был принят и стандарт преподавания учебного предмета “Информатика и ИКТ”. К сожалению, место для раннего информатического образования сейчас зафиксировано только в школьном компоненте, имеющем наибольшие ресурсные ограничения.

Основное (девятилетнее) общее образование является сегодня обязательным, оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент выстроен концентрически: первый концентр — начальное общее и основное общее, второй концентр — среднее (полное) образование. В соответствии с концентрами стандарт предусматривает этапность внедрения: федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в 9-х классах для организации предпрофильной подготовки, но уже с 2006/2007-го — в 1-, 5- и 10-х классах.

Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году.

Таким образом, и теория, и практика педагогики сошлись в необходимости сквозного непрерывного информатического образования, начинающегося с первых школьных шагов и завершающегося (если говорить о школьном этапе образования) с последним школьным звонком.

При этом совершенно ясно (опять-таки исходя из основных целей школьной информатики), что речь идет не о профессиональной подготовке или обучении ремеслу программиста в рамках школьного предмета, а об общеобразовательном курсе, который, по существу, представляет собой курс информационной культуры.

В первом из двух названных выше концентров отчетливо выделены две его части — начальная школа и центральные классы средней. Сейчас формируются их очертания. При этом основной миссией курса информатики в начальной школе является пропедевтика фундаментальных понятий информатики и основных приемов новых учебных информационных технологий. Тем самым курс раннего обучения информатики становится пропедевтическим12, готовящим школьников к последующему систематическому изучению информатики и коммуникационных технологий как в концентре основной школы (V–VII), так и в базовой (VIII–XI), включающей предпрофессиональную подготовку выпускников
(см. Дидактическая спираль).

Предвидя место систематического раннего обучения информатике в школе, А.П. Ершов писал: “В последние десятилетия психологи развития сделали немало важных наблюдений, подчеркивающих критическую важность раннего возраста в процессе обучения. Вопрос о том, как учить детей способности планировать свои действия и их последствия, какая операционная обстановка при этом нужна, очень далек от тех методических альтернатив, которые мы обсуждаем, например, при профессиональном обучении программированию. С одной стороны, мы должны сделать эту обстановку естественной для ребенка, с другой стороны, она должна быть достаточно богатой для того, чтобы он мог, как говорят психологи, сам создавать теорию познаваемого явления” [6].


11 Термин “предметный” здесь применяется в качестве прилагательного к названию любого школьного предмета, отличающегося от информатики.

12 Пропедевтический курс — подготовительный материал, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющей более глубокое последующее изучение предмета.

Продолжение