© Данная статья была опубликована в № 03/2007 журнала "Информатика" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.      Главная страница "Первого сентября"
     Главная страница журнала "Информатика"
     Содержание № 03/2007
 КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я. Итоги восьмого тура

КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я

Методический конкурс для учителей информатики

Итоги восьмого тура

Информационно-технологический профиль

Е.Н. Шкареденок,
г. Бузулук

В нашей школе с 2002 года в рамках эксперимента по введению профильного образования в старшую школу работают классы информационно-технологического профиля. На изучение курса “Информатика и информационные технологии” отводится 4 часа в неделю в 10-х и 11-х классах. Планирование составляется на основе авторского планирования Н.Д. Угриновича [1] и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на профильном уровне.

Одной из целей работы с учащимися профильного класса является развитие мотивации к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профильной области. Учащиеся, работая индивидуально и в малых группах, готовят научно-исследовательские работы и как результат — практико-ориентированные проекты. Свои исследовательские работы ученики представляют на школьных и городских научно-исследовательских конференциях (“Метод проектов как способ самостоятельного изучения программного обеспечения”, “Как создать эффективный электронный учебник”, “Что мы знаем о вредном влиянии компьютера на здоровье человека?”, “Проблемы создания компьютерных игр”), а проекты участвуют в различных конкурсах (по программированию, компьютерной графике и анимации, web-дизайну, компьютерной музыке, мультимедийным шоу). Подготовка работ к этим конкурсам позволяет применить знания и умения на практике, “примерить” на себя будущую профессию, поскольку профильное образование предполагает выстраивание индивидуальной траектории для учащихся, практическую ориентированность получаемых знаний.

Задачей профильной школы является расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Для решения этой задачи мы проводим тематические экскурсии:

· “Безграничный Интернет” (районный узел связи);

· “Современные тенденции рынка программного обеспечения” (крупный компьютерный магазин);

· “Программист — моя будущая профессия” (вычислительный центр одной из городских организаций).

С целью профориентации организуем встречи:

— с выпускниками, выбравшими профессию по профилю;

— с представителями городского центра занятости населения (о реальных потребностях рынка труда);

— с ведущими программистами крупных организаций и фирм;

— с представителями вузов;

— с юристами (по вопросам правовой информатики);

— с представителями городского психолого-диагностического центра (“Твоя профессиональная карьера”).

В формировании чувства будущей профессиональной принадлежности помогают и тематические стенды:

· “Словарь профессий” — помогающий разобраться в разнообразии специальностей, ориентированных на выбранный профиль;

· “Стань студентом!” — содержащий информацию о факультетах и специальностях технических вузов, студентами которых стали наши выпускники;

· “Выпускники — наша надежда” — содержащий фотографии и рассказы выпускников, выбравших специальности по нашему профилю.

Опыт показывает, что для более эффективной профилизации старшей школы необходимо начинать предварительную профориентационную работу уже в среднем звене. Для этого проводятся занятия кружков и элективных курсов: “Программирование”, “Создание интерактивной flash-анимации”, “Основы САЙТОстроения”, “Компьютерная графика”.

В период с 2002 года мы подготовили три выпуска классов информационно-технологического профиля, и уже можно сказать, что выпускники хорошо адаптируются в дальнейшей учебе в вузе, применяют знания и умения, а также навыки исследовательской и проектной деятельности.

Литература

1. Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ, 2004.
С. 67–79.

Проектное обучение

О.Е. Винникова,
г. Старый Оскол

Третий год я веду курс “Информатика и ИКТ” на профильном уровне в старшей школе. Использую при этом программу и учебное обеспечение Н.Д. Угриновича. Одним из методов, которые я применяю в практике, является популярный сегодня метод проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно черпают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения, системное мышление.

Особое внимание я уделяю межпредметным проектам. Компьютерные технологии внедряются практически во все области человеческой деятельности. Но зачастую дети не видят их практических применений. Они очень удивляются, когда на уроках информатики мы начинаем рассматривать вопросы и задачи физики, математики, биологии, экономики. Считают, что “кесарю кесарево”. Как же развить мотивацию учащихся?

Например, так. Ребята часто обращаются за советом: “Хочу купить компьютер, что вы посоветуете?”. Что тут посоветуешь: выбор зависит и от того, для каких целей приобретается компьютер, и какими денежными средствами вы располагаете, и… Стоп! Ведь это рождается тема учебного проекта: “Как купить оптимальный компьютер?”. И только знаниями из курса информатики тут не обойтись. Надо затронуть вопросы экономики, социологии, изучить рынок компьютерной техники в городе. Чтобы найти “золотую середину” для домашнего ПК, надо рассмотреть предложенные модули с точки зрения цены, гигиены и безопасности, рассчитать возможность покупки в кредит, провести опрос пользователей.

Еще пример. В разделе “Информация и информационные процессы” есть тема “Кодирование генетической информации” и всего несколько строчек текста. Учащиеся возмущаются: “Это мы на уроках биологии будем проходить!”. И тогда я ставлю вопрос по-другому: “Что общего между микросхемой памяти и молекулой ДНК?”. Чтобы как-то подойти к решению проблемы, предлагаю основные направления исследовательской работы: 1) сравнить структуру микросхемы памяти и структуру ДНК; 2) сравнить размеры и объемы информации, хранящиеся в молекуле ДНК и микросхеме памяти; 3) сравнить надежность и долговременность хранения информации в молекуле ДНК и микросхеме памяти;
4) посмотреть, что будет, если чуть-чуть изменить код ДНК или “потерять” хотя бы один бит информации в микросхеме памяти. Так рождается проект, который порождает новые интересные проблемы, затрагивающие вопросы кибернетики, нанотехнологий, клонирования, будущего человечества.

Современные аспекты модернизации образования предъявляют особые требования к использованию компьютерных технологий для налаживания административной составляющей процесса информатизации. Мои ученики на уроках информатики
в рамках изучения темы “Технология обработки числовых данных с помощью табличного процессора Excel” применили свои знания приемов работы в среде Excel для управления учебно-воспитательным процессом. (Создание классных журналов, журнала классного руководителя, школьной базы данных.)

Следует отметить, что такие проекты, как правило, требуют значительных временных затрат при условии, что учащиеся владеют основными навыками работы на ПК. Поэтому проектную деятельность я практикую в профильных классах, где в неделю отводится 4 часа по предмету и учащиеся прошли курс информатики и ИКТ в 8–9-м классах. Еще Ж.Ж. Руссо сказал: “…самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не выигрывать нужно время, нужно тратить его”.

Наряду с долгосрочными я применяю и краткосрочные проекты.

Например, при изучении коммуникационных технологий я предлагаю ребятам такую ситуацию. Вы — претендент на вакансию солидного предприятия. В качестве испытательного задания вам предлагается подготовить проект закупки нового компьютерного оборудования. Используя Интернет, надо собрать необходимую информацию о продукции фирм нашего города, реализующих компьютерную технику, составить смету с указанием поставщика, и выполнить это надо в кратчайшие сроки —
2 учебных часа. Успешно справившиеся с заданием могут считать себя зачисленными в штат.

Некоторые вопросы, которые приходится затрагивать при подготовке проектов, меняют представление школьников о данном предмете, открывают его с неожиданной, интересной стороны, что повышает мотивацию к предмету, побуждает к размышлениям, будит воображение, повышает эмоционально-психологический тонус.

В рамках проектной деятельности можно выполнять конкурсные работы. Например, при выполнении контрольного проекта по теме “Моделирование и формализация” в 11-м классе некоторые учащиеся выполняли индивидуальные проекты в САПР, в Excel, в среде Visual Basic. Как раз был объявлен городской конкурс “Мир без наркотиков”, и я предложила желающим в качестве проекта сделать сайт “Живи для жизни”. В рамках этого проекта учащимися были выполнены графические плакаты, видеоролики, презентации, собран и распечатан необходимый материал. В итоге сайт признан одним из лучших, а творческий коллектив награжден почетной грамотой.

“Информатика” хорошо сочетается со всеми школьными предметами. Именно через компьютерные технологии достигается конечный результат любого проекта. Я считаю, это отличная возможность отработки навыков и получения оценки по предмету и по соответствующим темам компьютерных технологий. Во-первых, человек легче усваивает тот материал, который является актуальным на данный момент. Во-вторых, устраняется перегрузка учащихся, ведь иначе им придется оформлять проект во внеурочное время, а на уроках информатики между тем выполнять обыкновенные тренировочные задания. И, наконец, в процессе работы обязательно будут возникать вопросы, на которые ученик сам захочет найти ответ.

Организация профильного обучения в небольших школах

В.В. Меньшиков,
г. Сегежа

Я работаю учителем информатики в обычной школе без всяких специализаций и уклонов. Ученики у нас самые обыкновенные. “Звездочек” очень мало.

По базисному учебному плану информатика преподается с 10-го класса по 2 часа в неделю. Любой учитель информатики скажет, что начинать изучение нашего предмета в 10-м классе поздно, так как успеть за 2 учебных года “дать” полную программу по информатике нереально. Как же быть?

В нашей школе все эти годы пытались найти выход из сложившейся ситуации, ведь все прекрасно понимают, что сделать выпускника обычной средней школы конкурентоспособным абитуриентом, а в дальнейшем успешным студентом известных столичных техникумов и вузов за счет только школьной программы невозможно. Тем более при двух часах в неделю. Выход один — профильное обучение.

В нашем образовательном учреждении в 9-х классах начинается предпрофильная подготовка учащихся — элективные курсы; в этих рамках во всех 9-х классах обязательным курсом является “информатика”
(1 час в неделю). Поскольку в 9-м классе не всегда можно понять, в каком направлении после основной школы ребенок будет продолжать свое образование, на уроках информатики я знакомлю девятиклассников с информационными технологиями.

Десятых классов у нас, как правило, два (редко три). Создавать отдельные профильные классы нет никакого смысла, поэтому было решено формировать в рамках двух классов смешанные профильные группы по трем направлениям: гуманитарному, политехническому и химико-биологическому. Как правило, политехнический профиль является самым посещаемым (10–16 человек).

В расписании политехнической группы есть два дополнительных занятия в неделю по информатике, математике и физике. Поскольку эти дополнительные уроки посещают не все учащиеся класса, нужно их организовывать так, чтобы на обычных уроках все ученики чувствовали себя одинаково комфортно, вне зависимости от того, посещают они “профиль” или нет. После долгих раздумий я решил, что эти два дополнительных профильных часа в основном будут посвящены программированию. Именно поэтому первым изучаемым разделом на основных уроках становится “Алгоритмизация”, а на занятиях профильной группы начинается изучение языка Pascal.

Почему именно программирование? Во-первых, “Программирование” является наиболее трудным разделом информатики как для школьников, так и для студентов. Во-вторых, большинство заданий районных олимпиад по информатике связано именно с программированием. В-третьих, вынеся программирование на профиль, можно освободить гуманитариев, которые учатся в том же самом классе, от столь неинтересного и непонятного для них занятия.

Так как хорошего учебника для учащихся по языку Pascal я не нашел, то был вынужден строго разделить профильное занятие на две части: первый час — лекционный, а второй — практический. Для себя я за основу взял книгу по языку Pascal [1], учебник Л.З. Шауцуковой [2], методические разработки по программированию издательства “Учитель — АСТ” [3, 4] и задачники Д.М. Златопольского [5], И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера [6]. Кроме того, здорово выручает диск “Вычислительная математика и программирование. 10–11-е классы”, имеющийся в школьной медиатеке.

В первом полугодии 11-го класса школьникам предлагается изучение объектно-ориентированного программирования (язык Visual Basic). Лучшим пособием и для учителя, и для учеников я считаю книгу в трех частях Альбины Паутовой [7].

Во втором полугодии 11-го класса на занятиях профильной группы рассматриваются задания вступительных экзаменов по информатике в различные учебные заведения России. Задания я беру из журналов “Абитуриент”, “Репетитор” и “Информатика и образование”, газеты “Информатика”. Кроме того, рекомендую книгу с учебно-тренировочными материалами для подготовки к ЕГЭ [8] и диск “Репетитор по информатике” ООО “Кирилл и Мефодий”.

Тематическое планирование для изучения языков Pascal и Visual Basic не привожу, так как оно есть в перечисленных выше пособиях.

В прошлом учебном году в нашей школе был первый выпуск профильных групп. Все 11 ребят, занимавшихся в профильной политехнической группе, поступили на бюджетные отделения технических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Были и те, кто выбрал для себя профессию, связанную с программированием и информационными технологиями.

В этом году набрали новую политехническую группу. Пришли заниматься около 15 ребят.

Думаю, опыт организации профильного обучения в нашей школе будет полезен всем, кто работает в небольших провинциальных школах.

Список литературы

1. Турбо Паскаль 7.0. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1996.

2. Щауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.

3. Карасев П.Н. Информатика (программирование). 10-й класс. Поурочные планы. Часть I. Волгоград: Издательство “Учитель — АСТ”, 2002.

4. Карасев П.Н. Информатика (программирование). 11-й класс. Поурочные планы. Часть I. Волгоград: Издательство “Учитель — АСТ”, 2002.

5. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7–11-е классы: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

6. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Т. 1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

7. Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. М.: Классикс Стиль, 2003.

8. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якуш-
кин П.А.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Информатика. Под ред. В.Р. Лещинера. М.: Интеллект-Центр, 2005.

Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного
и профильного обучения

Л.И. Гультяева,
г. Невель

Профильное обучение прочно вошло в современную школу. На мой взгляд, главными задачами профильного образования являются следующие: оно должно быть направлено на реализацию личностно ориентированного обучения и помогать ученику в ориентации на получение определенных профессий.

Каждая школа стремится выбрать профиль своей работы, который помог бы большинству обучающихся раскрыть свои способности, определиться в будущей профессии или хотя бы узнать свои возможности и наклонности. Учебное заведение стремится создать условия для образования в соответствии с профессиональными интересами школьников и в отношении продолжения их образования. Независимо от выбранного профиля обучение будет более современным и эффективным только с применением ИКТ.

Элективные курсы, связанные с применением информационных технологий, всегда вызывают большой интерес. Каждый школьник сейчас понимает, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь, что владение им значительно помогает в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Школьники — интересующиеся слушатели курсов. Им нравится получать новые знания, совершенствовать навыки работы с компьютером, видеть конкретный результат своих трудов после выполнения практических работ.

Я преподаю в гимназии, которая ориентируется на социально-гуманитарный профиль. Углубленно изучаются русский язык, литература, история, обществознание. Слушателям-гуманитариям приходится находить и обрабатывать большой объем информации, вести научно-исследовательскую работу, готовить доклады, рефераты и т.п. Для предпрофильной подготовки таких учащихся 9-х классов мною была разработана и предложена учащимся программа элективного курса “Использование информационных баз данных” (17 часов). При изучении этого курса ученики овладевают навыками поиска информации на CD, в Интернете.

При составлении зачетной БД (в MS Access) ребята изучают дополнительную литературу, расширяют свой кругозор, учатся выбирать главное, систематизировать знания. Полученные умения помогут им при дальнейшем изучении гуманитарных наук. Зачетной работой является БД, выполненная на тему, которую каждый выбирает себе сам. Например, “Города Псковской области”, “Учителя”, “Мои одноклассники”, “Моя фильмотека” и др.

В курсе 3 часа отводилось на оформление портфолио — важный элемент, который помогает стремиться к успешности, отражать свои наклонности, а также показывает уровень овладения компьютерным оформлением.

В сельской школе, где я работаю по совместительству, выбран технологический профиль. Программа направлена на более углубленное изучение математики и информатики, а также на ориентацию ученика на будущую профессию, для овладения которой необходима высокая компьютерная грамотность. Естественно, что надо было вводить элективные курсы, соответствующие данному профилю.

В 9-м классе второй год читаю элективный курс по разработанной мною программе “Делопроизводство. Офисные технологии” (17 часов). На этом курсе учащиеся изучают основы ведения делопроизводства, знакомятся с профессией делопроизводителя, овладевают навыками работы в Word, учатся составлять документы, создавать бланки, таблицы и т.п.

В профильную подготовку для 10-го класса входит элективный курс “Компьютерная графика” по программе Л.А. Залоговой (34 часа). Ученики с удовольствием осваивают программы CorelDraw и Adobe PhotoShop. В ходе изучения курса ребята развивают свои творческие способности, учатся обрабатывать изображения и могут попробовать себя в профессиях оформителя, компьютерного дизайнера. Один из творческих результатов курса — созданные для наших учителей поздравительные открытки.

В этом учебном году в 11-м классе апробируется курс по разработанной мною программе “Технология создания сайтов” (17 часов). Учащиеся знакомятся с программой Macromedia Dreamweaver 4.0 и пытаются делать свои первые web-страницы. При их создании требуются навыки, полученные при изучении элективного курса “Компьютерная графика”. Немаловажно также, что ученики получают опыт работы в коллективе, т.к. класс разбит на 4 группы, каждая из которых создает свой собственный сайт.

Все три курса для сельских ребят очень важны. Они способствуют развитию интереса учащихся к информационно-коммуникационным технологиям, повышают компьютерную грамотность, расширяют кругозор, повышают интеллектуальный уровень. А главная задача каждого педагога — научить ученика добывать знания, в том числе и с помощью компьютера.

В нашей жизни бытует мнение о том, что городские школьники более “продвинуты” в ИКТ, чем сельские. Конечно, во многом это именно так. Но задача учителей информатики состоит в том, чтобы этот уровень сравнивался.

Преподавание информатики в профильных и непрофильных классах

О.В. Семенова,
г. Абакан

В нашей школе в сентябре 2005 года была открыта республиканская экспериментальная площадка при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме “Социализация личности в условиях профильного обучения”. В связи с этим в 10-х классах были открыты следующие профили: информационно-технологический, социально-экономический и социально-гуманитарный. А в этом учебном году профильных классов уже четыре: два информационно-технологических, один социально-экономический и один социально-гуманитарный.

Поэтому вопрос преподавания информатики (как в профильных, так и в непрофильных классах) для меня очень актуален.

При поиске программы для профильного обучения (в информационно-технологическом профиле предполагается по учебному плану 8 учебных часов в неделю за два года обучения, по 4 урока в неделю в год) я столкнулась с проблемой, что учебник, более-менее отвечающий требованиям, только один: Угринович Н.Д. “Информатика и информационные технологии. 10–11”.

На мой взгляд, достоинства этого учебника в том, что:

1. Корректно и доступно изложены теоретические главы учебника (главы 1, 2, 3, 5, 10, 11); теория практикума, прилагаемая к учебнику, хорошо дополняет теоретический материал.

2. К учебнику прилагается диск, который представляет подробное описание решений некоторых задач практикума по темам учебника. Есть очень интересные задания.

Недостатки (подчеркиваю, это мое личное мнение):

1. Если для преподавания на 2 часа информатики в неделю учебника достаточно, то для преподавания на 4 часа в неделю материала учебника (особенно практики!) совершенно недостаточно. Для изучения систем счисления, арифметических операций в системах счисления я использую книгу Е.В. Андреевой и И.Н. Фалиной “Системы счисления и компьютерная арифметика”. Кстати, в этой книге подробно рассказывается о представлении и кодировании информации.

2. В учебнике Н.Д. Угриновича недостаточно внимания уделено программированию. Используя резерв учебного времени и то, что некоторые темы мы проходим с учащимися быстрее, в конце 10-го класса изучаем Turbo Pascal 7.0, чтобы в 11-м классе продолжить изучение темы “Объектно-ориентированное программирование на Delphi”. Такой подход, мне кажется, способствует более объемному пониманию предмета. И при изучении объектно-ориентированного программирования у ребят возникает гораздо меньше затруднений.

3. Последний недостаток — рекомендуемое программное обеспечение — можно отнести ко всем учебникам информатики. Безусловно, на сегодняшний момент устаревшие программы (читаем — бесплатно распространяемые) вызывают у учащихся стойкое неприятие. Так что я использую пиратское программное обеспечение, хотя конечно же хотелось бы иметь лицензионное, периодически обновляемое…

Так как форма проведения уроков информатики — это выбор учителя, я использую проектную деятельность. Кстати, применение проектов на уроках информатики рекомендуется автором данного УМК как эффективный способ усвоения и закрепления полученных теоретических знаний на практике. Продемонстрирую применение проектной деятельности на уроках информатики. Проект создан учащимися при изучении темы “Основы логики”; называется “Триггер — элементарная единица памяти”. В процессе его подготовки учащиеся не только создали презентацию, в которой подробно показан принцип действия триггера (принцип действия описан в учебнике), но создали схему триггера и показали на уроке, как он действует. Проектная деятельность в данном случае помогает связать теорию учебника с практикой.

Преподавание информатики в других классах — очень сложный вопрос для меня. Дело в том, что существующие учебники не учитывают специфику того или иного профиля. В социально-экономическом профиле предполагается 2 часа в неделю информатики за два года обучения, 1 урок в неделю в год. Я использую учебник И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера совместно с задачником. Но учебник предполагает 2 часа обучения, так что многие темы приходится сокращать. На экономическую направленность профиля учебник и вовсе не рассчитан, так что приходится использовать учебники экономики (например, И.В. Липсиц “Экономика”), а задачи решать в MS Excel или MS Access. В социально-гуманитарном профиле по учебному плану предмет “Информатика” не предусмотрен; здесь область “Информатика и информационные технологии” в нашей школе представлена элективным курсом “Компьютерная графика” Л.А. Залоговой. Курс рассчитан на 70 учебных часов и в принципе востребован учащимися данного профиля. Но, следуя запросам учеников, векторную графику мы начинаем изучать со встроенного векторного редактора MS Office, продолжаем в CorelDraw 12; для презентации готовых работ используем PowerPoint.

Информатика в профиль

Ф.С. Ахтарьянов,
с. Новокулево

В профильных классах более глубокое изучение информатики предусматривает прежде всего освоение учащимися на достаточно серьезном уровне современных информационных технологий. И это правильно, выпускник современной школы должен свободно ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке средств программирования и технологий.

Я хочу изложить свою методику изучения основ объектно-ориентированного программирования (ООП) в профильных классах. Учащиеся на базовом уровне уже знакомы с элементами ООП на примере работы в среде Visual Basic. В профильных классах я предлагаю для изучения системы ООП Delphi 7.0 и C++ (в этих средах в основном решают задачи “олимпиадники”). На первом уроке учащиеся получают индивидуальные задания по составлению проектов. На самом деле эти проекты являются составной частью более общего проекта, но об этом знает только учитель. По мере изучения свойств и методов компонентов в проекты добавляются новые задания. Готовый проект учащегося состоит, как правило, из многих форм, включающих все основные компоненты, изученные на уроках. После того как проекты будут готовы, я ставлю новую задачу: связать их воедино, создав новый проект. Таким образом, на практике учащиеся осваивают основы современной технологии коллективной работы над проектами. В качестве самостоятельной работы они получают задание: представить концепцию создания некоторого проекта, в создании которого могли бы принять участие все учащиеся.

Оценивание проектов проводится поэтапно, так что в процессе создания одного проекта ученик может получить 10–20 оценок. Кроме того, окончательный вариант он может представить на конкурс по информационным технологиям (в Республике Башкортостан ежегодно проводится конкурс работ учащихся по информационным технологиям — КРИТ).

Рассмотрим следующий пример. Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе предлагается разработать проект: “справочник по математике”, “справочник по физике”, “справочник по русскому языку”, “календарь”, “калькулятор” и т.п. Потом создается проект “Мой рабочий стол”. Вы уже догадались, наверное, что будет на этом столе (см. рисунок). При этом работу над обобщающим проектом можно провести со всеми учащимися. Эффектно получается также, если учитель с помощью готовой формы прямо на глазах учащихся соединит их работы в единый проект. В качестве тренировки ученики могут по-своему оформить основную форму проекта.

При таких работах можно пользоваться и возможностями локальной сети: проекты учащихся могут взаимодействовать друг с другом (это приветствуется).

Особенности “гуманитарной информатики”

И.В. Обухова,
г. Кемерово

Двадцать лет назад ученики считали компьютер экзотической вещью, а информатику — ненужным уроком (весной 1987 года у меня был “меловой период”: мел, доска и учебник А.П. Ершова). “Компьютер не для нас, на наш век метелки хватит”. Я тогда организовала экскурсию в дисплейный класс Университета. После экскурсии отношение к предмету немного улучшилось. Дети поверили, что и они смогут работать за компьютером. Та экскурсия удивила и меня: дети за компьютером и за школьной партой вели себя по-разному, как будто это были разные дети.

Сегодня общее умение работать с компьютером в дополнительной мотивации не нуждается.

Дети к нам поступают из разных школ города (вступительные испытания в наш лицей проходят в двенадцатилетнем возрасте и обучаются у нас с 8-го по 11-й класс) и с очень разной подготовкой по информатике. В каждой параллели пять классов: физико-математический, химико-математический и химико-биологический, информационных технологий, историко-правовой и филологический. У гуманитариев и химиков информатика ведется в десятых и одиннадцатых классах: одно занятие (40 + 40 мин.) в две недели. В девятых классах ведется курс компьютерной графики вместо черчения. Итого 96 часов минус пропуски по различным причинам (болезни, олимпиады, морозы, конкурсы и т.д.); выручают индивидуальные занятия. Так что изучаем только базовый курс, до элективных у меня дело не доходит.

Науки делятся на точные, естественные и гуманитарные, а люди? На холериков и флегматиков, на красных и белых, на детей и взрослых, на физиков и лириков и т.д. Физики и лирики “настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций (Ч.П. Сноу). Все мы очень разные, но есть и то, что нас объединяет и делает людьми: общая память, общее будущее, общая культура.

Конечно, ранняя специализация увеличивает шансы поступления в вуз по профилю, но как этот профиль правильно выбрать? Задача школы и учителя — приобщить ребенка к единой человеческой культуре (не отдельно “математической” или “гуманитарной”). Приобщить, не разрушая индивидуальной природы, а развивая все грани этой природы. Успех обучения зависит от многих факторов, и не профиль главное. Важно учитывать и культурологические особенности, и возрастные, и психофизиологические (память, внимание, восприятие и др.).

Основы информатики нужно донести до каждого учащегося. И химиков, и лингвистов я обучаю по одной программе, но немного по-разному. Если тема связана с математикой, то для химико-математической подгруппы нужно иметь наготове дополнительные задания. В филологических подгруппах работаю медленней: здесь необходимо более тщательно прорабатывать материал. Если есть затруднения, объясняю еще и еще: на уроке и на индивидуальных занятиях. В биологической подгруппе и в юридической учащиеся одинаково успевают по информатике. Последние годы я выстраиваю курс, опираясь на учебники Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ. Базовый курс. 7, 8 и частично 9”.

Обработка текстовой и графической информации особых трудностей не вызывает. При изучении графики использую метод проектов. В первой четверти каждый выбирает тему: то, о чем он хочет рассказать другим. В конце учебного года на конференции все успешно защищают свои проекты. Демонстрация итоговых презентаций доставляет учащимся удовольствие: “У меня получилось! Красиво! Интересно!”. Удовольствие от процесса — лучшая мотивация для деятельности. И познавательная деятельность не является исключением.

Знание разделов математики (системы счисления и основы логики) необходимо для более осознанной работы за компьютером, но, может быть, лучше их изучать в курсе математики? Лично я люблю эти темы за хорошую возможность развивать интеллект. Этот материал требует от учителя и от учеников боRльших усилий, чем графика, но с этими трудностями справляемся. Труднее всего идет тема “Алгоритм”.

Ранняя специализация далеко не всегда бывает окончательной. И в филологической подгруппе бывают весьма способные ученики. И в математической подгруппе встречаются такие ученики, которым очень трудно. Так что ситуация, когда выпускник математического класса продолжает обучение на филологическом факультете, а выпускник филологического класса — на математическом, не является редкостью. Занимательные задачки дети решают с удовольствием, но строгая запись алгоритма решения дается гораздо труднее. Языки программирования в базовый курс не включаю, но в электронных таблицах решаем ряд школьных задач по программированию. Блок-схемы осваиваем на уровне чтения, но не составления. Изучение темы “Исполнители алгоритмов” в старшем школьном возрасте дается труднее, чем в среднем и младшем, независимо от профиля. По-моему, возраст при изучении этой темы важнее, чем профиль. Легко ли научить человека чтению и письму после 15 лет?!

А ведь с алгоритмов начиналась школьная информатика! Появились учебники “Алгоритмика” — это радует. Интересно, у кого-нибудь в школьном расписании есть такой предмет? Курс рассчитан на безмашинное изучение. Это напомнило мне мой “меловой период”… Посчитайте, сколько времени и сил отнимает у учителя безмашинная проверка ученических алгоритмов.

Бывают дни повышенной эмоциональности: после каникул, школьных дискотек, резкого изменения погоды и т.п. В такие дни мне, воспитанной в традициях математической культуры, особенно трудно найти общий язык с учащимися гуманитарных групп. Разумные мотивы не действуют. Но надо, люди, надо! Иногда надо преодолевать себя, уговариваю хотя бы попробовать. В подобной ситуации помогает прием, который я называю компьютерный диктант: учитель отчетливо, без эмоций и без оговорок называет действия, а ученики молча, четко и безоговорочно исполняют их на компьютере. Результат действий сразу виден на экранах. Информация идет по нескольким каналам — вероятность ошибки невелика. Если кто-то намного отстал или ошибся — подхожу и молча помогаю. Если кто-то намного опережает — молча выражаю одобрение жестом или взглядом. Дожидаюсь одинаковой картинки на всех экранах, комментирую (если необходимо) и диктую следующее действие. Основные действия и комментарии произносятся с различной интонацией. Во время диктанта в работу включаются все, при этом у всех задействованы слух, зрение, моторика. У всех получается положительный результат. Попробовали — получилось, можно повторить, повторили — понравилось, можно еще повторить. Вот и научились.

Работая в режиме диктанта, важно сохранять ритмичность и синхронность, правильно распределить интонацию. Диктант должен быть коротким: работа в этом режиме требует большого напряжения и от учителя, и от детей, но “напряженность внимания есть необходимое условие прочного и верного восприятия памятью (К.Д. Ушинский). Проверка показывает хорошее усвоение нового материала таким способом.

 

Приложение. Первый урок после зимних каникул (или морозов) в девятом классе. Тема — “Анимация”. В начале урока краткий рассказ об истории анимации. Потом компьютерный диктант “Создание простейшей анимации в процессе смены слайдов”. После диктанта дается задание самостоятельно анимировать фигуру “сердце” (увеличение — уменьшение; в цикле пять слайдов). И далее — работа над своим проектом.

Текст диктанта:

1. Открыть программу Power Point (главное меню, программы).

2. Выбрать новая презентация/файл/создать.

3. На диалоговой панели создание слайда выбрать пустой слайд.

4. На панели инструментов рисования раскрыть список автофигуры.

5. Выбрать основные фигуры.

6. Из появившихся фигур выбрать улыбающееся лицо и поместить его на слайд.

7. Дублировать слайд (вставка).

8. На втором слайде выделить объект лицо и желтым маркером изменить линию рта.

9. Выбрать вид/сортировщик слайдов.

10. Выделить оба слайда щелчком () и скопировать их четыре раза (Ctrl).

11. На диалоговой панели смена слайдов (показ слайдов) снять флажок по щелчку.

12. Установить флажок автоматически после…

13. Счетчик времени установить на 0,5 (ноль целых запятая пять десятых) секунд.

14. Закрыть панель кнопкой применить ко всем.

15. Начать показ (показ слайдов).

Помочь найти свое место в жизни

Г.С. Зеленкова, Н.В. Астахова,
г. Благовещенск

Многолетняя практика школьного образования показала, что обучение должно быть построено в значительной мере с учетом возможности реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных устремлений. В качестве приоритетов в нынешней школе выступают интеллектуальное, духовное, физическое развитие ученика. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в создании условий для свободного выбора профессии. В последнее время в Российской Федерации широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования. Так, в нашей школе с 1991 г. был введен предмет “Граждановедение” у учащихся 5–11-х классов. Сегодня школа имеет статус средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов юридического профиля. Юридический класс формируется на старшей ступени: учащиеся девятых классов проходят собеседование и анкетирование на базе учебного центра при УВД. Исходя из пожеланий родителей, в 1998 году в нашей школе открылся и медицинский класс при Амурской государственной медицинской академии.

На сегодняшний день оказалось, что этих двух профилей недостаточно. Если, например, ученик решит поступать на экономический факультет, то ему понадобится знание таких дисциплин, как математика, физика, информатика, иностранный язык. В школе он получит хорошую подготовку по предметам, а для того, чтобы успешно сдать экзамены и продолжить обучение в вузе, ему необходимы углубленные знания. Вот тогда мы и задумались, что можно изменить в образовательном процессе, чтобы помочь своим выпускникам? В школе разработан ряд мероприятий по предпрофильной подготовке учащихся начиная с восьмого класса. До родителей и учащихся доводятся цели, задачи профильного обучения. На педагогических советах, родительских собраниях, индивидуальных собеседованиях обсуждается дальнейшая образовательная программа по развитию учащихся. В течение года школьный психолог вместе с классными руководителями диагностирует учащихся восьмых классов, выявляя возможности, склонности, способности, познавательные интересы школьников, чтобы не приходилось слышать от бывшего ученика, что он поступил не
в тот вуз, в который хотелось бы, получает не ту специальность, не нравится работа. Человек начинает “искать себя”, и получается, что несколько лет потрачены впустую.

Преобладающий в современной школе стиль отношений между педагогами и учениками, когда учителя активно что-то предлагают, а школьники принимают предложенное, что снижает ответственность учащихся, делает их инфантильными. Поэтому наша школа пошла другим путем: учитывая интересы и пожелания родителей и учащихся, а также диагностические данные, в школе были открыты классы с расширенным изучением иностранного языка, математики, информатики, в которых делается упор на активизацию роли ученика в образовательном процессе. В программе школы учителями-предметниками разработаны и ведутся элективные курсы по биологии, географии, информатике, обществознанию, физике, истории, ставящие целью не только формирование углубленных знаний, но и развитие личности учащегося.

Желание помочь ребятам найти свое место в жизни привело и к разработке курса “Компьютерный дизайн. Профессиональная компьютерная обработка растровых изображений”, рассчитанного на 9-е классы. Основной задачей курса является формирование интереса к изучению круга профессий, связанных с компьютерной графикой, развитие творческих способностей учащихся через создание проектов с использованием растровой графики.

Условно курсы по выбору можно разделить на две группы: пробные и ориентирующие.

Так, осваивая содержание пробных курсов, учащиеся примериваются к выбираемому профилю обучения. Такие курсы ведутся моими коллегами как на содержательном материале одного предмета, так и на межпредметном уровне. При разработке содержания таких курсов преемственность между настоящим курсом и профильными предметами не является определяющей. Многие курсы не являются пробными по отношению к конкретному профилю, а направлены на отработку общеучебных навыков, однако, важных для освоения каждого профиля без учета его специфики. И здесь возможен большой отсев учащихся.

Разработанный нами курс “Компьютерный дизайн” — ориентирующий. Он решает задачи профильной и профессиональной ориентации и рассчитан на ученика девятого класса, пока стоящего перед выбором, начинающего пробовать себя. Моя задача на этом этапе — заинтересовать учащихся. Так как целью курса является повышение мотивации учащихся, то на первом занятии происходит знакомство с содержанием курса, с некоторыми возможностями компьютерной обработки растровых изображений. Важно дать понять, что ребята тоже могут этому научиться.

Ключевым моментом разработки каждого курса является определение его содержания. Очень важно разработать содержание. Можно выделить следующие подходы: фундаментальный (построение единой естественно-научной картины мира), методологический (научный метод познания), универсальный и прагматический. Универсальным подходом к составлению курсов можно считать такой, при котором содержание группируется вокруг важнейших понятий, имеющих всеобъемлющее значение для естественных, гуманитарных, социальных наук. Понятие изучается всесторонне. Например, понятие информации может быть рассмотрено с исторической точки зрения (эволюция самого процесса), с технологической (эволюция способов передачи и хранения информации) и с филологической (основные языковые способы кодировки разной информации). Главная цель такого подхода к построению курса — создать единую научную картину мира, в котором понятия рассматриваются как некая единая система координат, вмещающая любой объект или процесс. Такой подход к проектированию программы хорош, но при нем не учитывается специфика профиля и, следовательно, учащиеся мало продвигаются в направлении осознанного выбора будущего профиля обучения.

Мною же, в большей степени, выбран прагматический подход: что учащиеся приобретают набор знаний и умений, которые могут обеспечить минимальный культурный уровень школьника и которые необходимы для освоения профиля обучения и профессиональной деятельности. Кроме прикладных знаний, учащиеся знакомятся с научными достижениями, с современным программным обеспечением, телекоммуникационными технологиями.

На мой взгляд, прагматический подход полностью соответствует основным задачам предпрофильной подготовки, хотя имеет и свои недостатки. При таком планировании содержания вряд ли удастся сформировать у школьников целостность представления о будущем профиле обучения. Поэтому необходимо сочетание прагматического и универсального подходов.

Например, ученик, желая стать дизайнером интерьера, не знает, как реализовать свою мечту. Осваивая данный курс, он может подробнее знакомиться не только с азами будущей профессии, но и с профилем дальнейшего обучения.

Делая некоторые промежуточные выводы, отмечаю следующее: на сегодняшний день изменилась обстановка на уроках информатики. Дети, посещающие курсы, являются на уроках помощниками учителя и консультантами обучающихся. Уровень их знаний по информатике выше, чем у одноклассников, они с удовольствием делятся своими знаниями, тем самым активизируя остальных учеников.

Считаю, что на первом занятии целесообразно проводить анкетирование, способствующее коррекции содержания и методов обучения. Например, на вопрос: “Почему вы выбрали элективный курс, связанный с информатикой?” — дети ответили следующим образом:

83% — поиграть в игры;

12% — пообщаться со школьными товарищами во внеурочное время;

5% — познакомиться с профессией.

Такой результат предполагает “поворот” курса в сторону расширения кругозора в области информационных технологий. После второго занятия, которое мы провели в фирме, где учащиеся смогли ближе познакомиться со специальностью дизайнера (могли задавать вопросы, не боясь быть смешными или непонятыми), их отношение к курсу стало более серьезным.

Для того чтобы отследить качество усвоенного материала, провожу мониторинг (по заполнению учащимися карт учета личной успеваемости). Из результатов диагностик видно, какой материал учеником не усвоен или усвоен слабо, над чем еще нужно поработать.

В течение полугода учащиеся с удовольствием и интересом приходят на занятия. Когда в конце полугодия я провела анкету, то на вопрос: “Что вам дает элективный курс?” — получила такие ответы:

35% — умение грамотно владеть компьютером;

12% — желание связать свою будущую профессию с информационными технологиями;

17% — эффективность при подготовке домашнего задания на компьютере;

7% — стал чувствовать себя уверенней за компьютером;

39% — стал серьезнее относиться к учебе.

Ответы учащихся меня порадовали: думаю, что ни для меня, ни для них эти полгода не прошли даром.

Решая сегодняшние задачи, я не забываю о завтрашнем дне. Подбираю и обрабатываю материал для составления курса на будущий год, так как считаю, что работу по элективному курсу следует продолжать и совершенствовать. Уже сегодня мы с ребятами определяем планы на будущее. Думаю, что эти дети, дойдя до одиннадцатого класса, будут хорошо подготовлены, как того требует современное общество. Потому что уже сегодня они осознанно ставят перед собой цели и задачи, а потом делают все возможное, чтобы их достичь.

Опыт моей работы показал: введение подобных элективных курсов в практику школы соответствует требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу. Такая работа позволяет не только удовлетворить запросы детей и их родителей, но и помогает учителю не замыкаться в рамках школьной программы, позволяет повышать уровень как предметной, так и методической грамотности.

Эксперимент

Г.Н. Голыгина,
г. Мариинский Посад

В эксперименте по введению предпрофильной и профильной подготовки наша гимназия участвует с 2003–2004 учебного года. За это время школьники в 10–11-х классах продолжали обучение по универсальному, гуманитарному, естественно-научному профилям.

В предпрофильных классах были выбраны следующие направления: гуманитарное, математическое, техническое, художественно-эстетическое.

С этого учебного года преподавание информатики и ИКТ в нашей гимназии ведется со 2-го класса. Я работаю в 8–11-х классах.

В соответствии с БУП 2004 года информатика
и ИКТ изучается в 8-х классах по 1 часу в неделю,
в 9-х классах — по 2 часа в неделю. Преподавание
я веду по учебникам “Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8-го класса”, “Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9-го класса”, автор Семакин И.Г.; пользуюсь программой Семакина И.Г. Для организации практической работы использую задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера: имеющееся в нем большое число разнообразных заданий позволяет мне варьировать содержание практической работы и по времени, и по уровню сложности. При изучении содержательных линий “Алгоритмы и исполнители”, “Моделирование” я использую среды Turbo Pascal для классов математического
и технического профилей, оболочку PascalABC — для классов гуманитарного профиля.

В старших классах предмет “Информатика и ИКТ” изучается по 2 часа в неделю в 10-х классах и по 2 часа в неделю в 11-х классах. Уроки провожу по авторской программе, составленной по примерным программам среднего (полного) общего образования по информатике и ИТ в соответствии со стандартами. Использую учебники: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика (10–11-е классы), Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10–11-е классы, “Информатика 10–11” под ред. Н.В. Макаровой. Широко использую материалы газеты “Информатика”. Профилизацию осуществляю выбором решаемых задач и практических заданий, программных сред, тематикой проектов, а также количеством часов, отводимых на изучение тем.

Элективные курсы по информатике провожу для учеников 9-, 10-, 11-х классов. Я разработала и веду: “Основы объектно-ориентированного программирования”, “Язык VBA”, “Создай свой сайт”, “Олимпиадные задачи по информатике”, “Компьютерная графика”. Элективные курсы являются краткосрочными. По завершении изучения курса обучающиеся представляют проект.

Например, с использованием VBA гимназистами были созданы проектные работы-игры “Крестики-нолики” и “Морской бой”.