© Данная статья была опубликована в № 17/2007 журнала "Информатика" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.      Главная страница "Первого сентября"
     Главная страница журнала "Информатика"
     Содержание № 17/2007
 Фотоконкурс “Мы учим и учимся информатике”. Цифровая фотография и школьный курс информатики


Фотоконкурс “Мы учим и учимся информатике”

Цифровая фотография и школьный курс информатики

А.И. Сенокосов,
г. Екатеринбург

В добрые старые времена, когда в школах появился невиданный доселе предмет “Информатика”, никто и подумать не мог, что компьютеры со временем станут “центром домашней цифровой вселенной”, без которой уже невозможно представить ни музыку, ни фильмы, ни фотографии, а на подходе уже и цифровое телевидение в масштабах всей страны.

Информатика, будучи частью школьного образования, обладает присущей ему инерцией, что в общем-то не так уж и плохо, иначе многочисленные свалившиеся на наши головы реформы уже давно бы похоронили российскую школу, окончательно заменив его развивающую составляющую никчемным натаскиванием в духе тестов ЕГЭ.

Именно поэтому во многих школах до сих пор преподают Паскаль, что, наверное, не так уж и плохо. Несколько хуже, когда, кроме Паскаля, да еще пресловутых MS Word с Excel, ничего об уроках информатики и не вспоминается.

Оставим в стороне цифровую музыку, с которой подавляющее большинство подростков разбираются самостоятельно, а также не будем вдаваться в подробности нелинейного видеомонтажа, который интересен далеко не каждому. Спросим себя лишь об одном: неужели цифровая фотография, которая основана исключительно на компьютерных технологиях и касается теперь буквально каждого, не является достойным предметом для изучения в школьном курсе информатики, как общем, так и вариативном?

Заметим, что подавляющее большинство людей сталкивается с ней в жизни гораздо чаще, чем с электронными таблицами, изучение которых входит в любой современный школьный курс.

С другой стороны, умение грамотно работать с цифровой фотокамерой отнюдь не дается так же легко, как и умение грамотно управлять телевизором с помощью дистанционного пульта. И если бы дело касалось лишь обычного отличия любительских фотографий от профессиональных! Но ведь большинство не способно просто правильно скомпоновать кадр, искренне при этом веря, что камера в 8 мегапикселей всегда в 2 раза лучше камеры в 4 мегапикселя.

Поэтому редакция “Информатики” решила сопроводить фотоконкурс “Мы учим и учимся информатике” публикацией серии статей о (цифровой) фотографии.

Что мы ждем от фотографий, которые вы пришлете на наш конкурс?

Учитывая все более глубокое проникновение новых информационных технологий в учебный процесс, трудно даже заранее спрогнозировать конкретный сюжет. Это может быть работа ваших учеников или коллег на компьютерах, как на фото 1.

Фото 1. Окруженный вниманием

Вполне возможно, ваши ученики самостоятельно или под вашим руководством одержимы страстью разобрать(ся). При этом отважно погружают свои умелые руки в самое сердце системного блока, как это изображено на фото 2.

Фото 2. “Смотри! Сейчас он должен загореться!”

Очень часто в компьютерном классе проводятся уроки по другим предметам, и это наверняка вдвойне интересно всем. Вдвойне, поскольку позволяет и побывать в гостях у своего коллеги, и посмотреть, как можно организовать столь сложный процесс.

Фото 3. XXI век. Урок истории

Наверняка компьютеры широко используются в вашей школе не только на уроках информатики. С их помощью организуются дискотеки, оформляются спектакли и различные вечера. И тогда вполне возможен сюжет, изображенный на фото 4.

Фото 4. За режиссерским пультом

Если в школе проводятся экскурсии на предприятия, связанные с разнообразными компьютерными технологиями, это тоже можно отразить, добавив, возможно, и краткий рассказ о происходящем на снимке.

Фото 5. Будущая специальность — цифровая телефония (экскурсия на предприятие “Искра-Урал”)

В конце концов это могут быть просто фотографии ваших учеников во время (или после) урока (см. фото 6 и 7).

Фото 6. Кабинетный портрет

Разумеется, мы вовсе не собираемся ограничивать ваше творчество лишь приведенными примерами. Как говорилось во все те же добрые старые времена — твори, выдумывай, пробуй!

В заключение несколько слов о тематике дальнейших заметок.

В них мы постараемся отразить не только специфику цифровой фотографии, но и основы обычной фотографии, поскольку представляется, что рядовой пользователь все равно должен понимать разницу между “увеличением” и “трансфокацией”, а также между различными объективами, поскольку именно оптика была, есть и, по всей видимости, еще долго будет основой качественного фотоизображения.

Итак, наша следующая тема — “Классические основы фотодела”.

Фото 7. До новых встреч!