© Данная статья была опубликована в № 17/2007 журнала "Информатика" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.      Главная страница "Первого сентября"
     Главная страница журнала "Информатика"
     Содержание № 17/2007
 В мир информатики # 93 (1-16 сентября). “Ломаем” голову


В мир информатики # 93 (1–16 сентября).
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

к заданиям, опубликованным в газете “В мир информатики”

(“В мир информатики” № 85 / “Информатика” № 3/2007)

1. Статья “Почему трижды?”

Ответ. Трехкратное повторение каждой двоичной цифры позволяет в случае ошибки выявить ее. Так, для примера, приведенного в статье, если будет принято число 111 101 000 000 111 111 111, то это означает, что при передаче второй цифры была допущена ошибка, и принявший ее (человек или компьютер по специальной программе проверки) сможет прочесть правильный вариант. Если передавать каждую цифру только два раза, то этого достаточно, чтобы выявить, была допущена ошибка при передаче или нет. Но для того, чтобы определить, какова ошибка, двойного повторения мало.

Правильные ответы прислали:

— Баклаженко Алена, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Бунеев Михаил, Райциз Саша и Старцев Александр, г. Воронеж, лицей № 2, учитель Комбарова С.И.;

— Воронов Сергей, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Глижинский Дмитрий, Республика Молдова, г. Бендеры, гимназия № 2, учитель Глижинская С.Л.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Климентьев Владимир и Кузьмин Евгений,
г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Кондратьева Ирина, Рыбак Галина, Теплова Дарья, Третьяков Денис и Шафоростов Денис, г. Старый Оскол Белгородской обл., школа № 24, учитель Винникова О.Е.;

— Кузнецова Евгения, г. Ярославль, школа № 33, учитель Головина Л.И.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангалусского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Ходоровская Виктория и Шеплякова Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

2. Задача “Умная обезъяна”

Ответы прислали:

— Антипина Анна, Занозин Михаил, Диденко Оксана и Пахомов Сергей, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Баклаженко Алена, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Винидиктов Александр и Куценко Глеб, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Волкова Валентина, Глюз Юлия, Еремеева Светлана, Ерещенко Ольга и Чалина Анна, средняя школа села Гилевка Алтайского края, учитель Збарах В.Ф.;

— Воронов Сергей, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Глижинский Дмитрий, Республика Молдова, г. Бендеры, гимназия № 2, учитель Глижинская С.Л.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Еропкина Юлия и Чеботарева Екатерина, участники компьютерного кружка Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова, г. Нижний Новгород, педагог Занозина Г.В.;

— Зенкина Наталья, Омская обл., поселок Марьяновский, школа № 3, учитель Кичигина М.Л.;

— Климентьев Владимир и Кузьмин Евгений, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

Кондратьева Ирина, Рыбак Галина, Теплова Дарья, Шафоростов Денис, г. Старый Оскол Белгородской обл., школа № 24, учитель Винникова О.Е.;

— Кошева Карина, г. Холмск Сахалинской обл., лицей “Надежда”, учитель Романькова С.Н.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангалусского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Морозова Дина, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Нигматуллин Руслан, село Раевский Альшеевского р-на Республики Башкортостан, школа № 2, учитель Евграфова Н.Ф.;

— Пестрякова Ирина, г. Челябинск, школа
№ 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Рожков Кирилл, Трошин Максим и Черепкова Анна, г. Нижний Новгород, педагогический колледж им. К.Д. Ушинского, преподаватель Занозин Д.А.;

— Яценко Иван, средняя школа села Кубайка, Красноярский край, учитель Чудов Н.А.

Решение

Первый раз обезьяна может уронить один из двух уцелевших орехов с 4-го “яруса”. Если он разбился, она, используя оставшийся орех, проверит 2-й и, при необходимости, 3-й “ярусы”.

Если орех, брошенный с 4-го яруса, не разбился, то второй раз она уронит его с 7-го “яруса”. Если он разбился, то проверит 5-й и 6-й “ярусы”. Если орех не разбился, то третий раз уронит орех с 9-го “яруса”. Если орех разбился, то проверит 8-й “ярус”. Если орех не разбился, то проверит 10-й “ярус”.

Вся схема испытаний следующая:

1-е испытание — бросить один из двух орехов

с 4-го яруса

если орех разбился

то

2-е испытание — бросить оставшийся орех

со 2-го яруса

если орех разбился

то

ярус := 1

иначе

3-е испытание — бросить орех

с 3-го яруса

если орех разбился

то ярус := 2

иначе ярус := 3

все

все

иначе |При 1-м испытании орех не разбился

2-е испытание — бросить орех с 7-го яруса

если орех разбился

то

3-е испытание — бросить оставшийся орех

с 5-го яруса

если орех разбился

то ярус := 4

иначе

4-е испытание — бросить орех

с 6-го яруса

если орех разбился

то ярус := 5

иначе ярус := 6

все

все

иначе |При 2-м испытании (с 7-го яруса)

|орех не разбился

3-е испытание — бросить орех

с 9-го яруса

если орех разбился

то

4-е испытание — бросить оставшийся

орех с 8-го яруса

если орех разбился

то ярус := 7

иначе ярус := 8

все

иначе |При 3-м испытании (с 9-го

|яруса) орех не разбился

4-е испытание — бросить орех

с 10-го яруса

если орех разбился

то ярус := 9

иначе ярус := 10

все

все

все

все

Примечание. Именем “ярус” на схеме обозначен номер искомого яруса.

Можно также первое испытание провести на
5-м “ярусе”. Если орех разбился, обезьяна, используя оставшийся орех, проверит 2-й и, при необходимости, 3-й и 4-й “ярусы”. В противном случае второй раз она уронит его с 7-го “яруса”. Если он разбился, то проверит 6-й “ярус”. Если же при втором испытании (на 7-м “ярусе”) орех не разбился, то дальнейшие действия умного животного должны быть аналогичными первому варианту решения задачи.

Возможна также модификация только что рассмотренного варианта, в котором второе испытание проводится на 8-м “ярусе”.

Предлагаем читателям составить схемы испытаний для второго варианта решения (две модификации) и сравнить рассмотренные варианты, заполнив таблицу:

41-0.gif (13461 bytes)

Схемы и таблицу, пожалуйста, присылайте в редакцию. Фамилии приславших правильные результаты будут опубликованы.

Читатели из Нижнего Новгорода прислали полную блок-схему алгоритма решения обсуждаемой задачи. Редакция решила наградить их дипломами. Поздравляем!

Решения заданий из мартовских, апрельских и майских выпусков нашей газеты и списки учащихся, приславших ответы, будут опубликованы в следующих номерах.