© Данная статья была опубликована в № 21/2007 журнала "Информатика" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.      Главная страница "Первого сентября"
     Главная страница журнала "Информатика"
     Содержание № 21/2007
 Возможности использования Macintosh iBook на уроках информатики в основной школе


Предлагаю коллегам

Возможности использования Macintosh iBook на уроках информатики в основной школе

Е.Ю. Кузнецова,
Москва

Достаточно давно1 в школах Москвы появились “Мобильные классы”. Но не многие учителя были готовы к работе в рамках самой идеологии мобильного класса2. Связано это во многом с тем, что даже учителя информатики просто не сталкивались с компьютерами Apple на практике.

Материал, представленный в статье, является обобщением опыта, приобретенного за первый год работы с Macintosh iBook. Возможно, это будет интересно тем, кто тоже работает с компьютерами данной модели или собирается использовать их для проведения интегрированных уроков.

Работа с компьютерами Macintosh iBook в процессе изучения курса информатики и информационных технологий в принципе не так уж сильно отличается от работы с привычными PC. Просто существует некоторая специфика. Связана она с тем, что интерфейс операционной системы и программного обеспечения отличается от привычного. Это проблема.

Но есть и очень важный положительный момент. Методика преподавания курса информатики опирается на следующий принцип: цель обучения компьютерным технологиям заключается не в том, чтобы научить школьников работать с конкретным программным продуктом, а в том, чтобы научить ребенка общим принципам, подходам. Не должно быть привязки к определенным программам, ведь они очень быстро устаревают. Работа с iBook в определенной мере позволяет реализовывать этот принцип. На уроке детям приходится сталкиваться с невиданным ранее программным обеспечением, изучать новый интерфейс, инструменты, команды. А после урока ребенок может на домашнем компьютере попробовать решить ту же задачу, что решали в классе, но с использованием другого программного обеспечения. Таким образом, расширяется не только кругозор ученика, но и формируется его компьютерная грамотность, компетентность как пользователя.

Обратимся к конкретным примерам.

Программа 5-го класса, в частности, предполагает обучение работе с клавиатурным тренажером, калькулятором, простым текстовым редактором Блокнот, графическим редактором. Для изучения данных технологий я использую программы, находящиеся в свободном доступе на официальном сайте Apple. Есть там и неплохой клавиатурный тренажер “Type Trainer4MAC”. С его помощью можно отрабатывать навыки “слепого” набора текста. Программа имеет возможность настройки рабочих букв, которые будут предложены для набора в виде строки символов. Недостаток, мне кажется, только в том, что нет возможности набора целых слов.

В качестве текстового редактора можно использовать стандартную программу TextEdit, она позволяет набирать, редактировать и форматировать текст.

С графическим редактором дело обстоит сложнее. Растрового редактора, аналогичного Paint, как отдельной программы просто нет. Что делать? Институт новых технологий устанавливает на наши компьютеры пакет программ, среди которых ЛогоМиры 3.0, ЛогоМирыПро, ПервоЛого. В каждой из них есть встроенный растровый графический редактор, с помощью которого можно создавать простые изображения и отрабатывать все необходимые навыки. Одновременно, работая в этих средах, ребята готовятся к программированию. Получается своеобразный этап пропедевтики.

С учащимися 5-го класса лучше использовать среду ПервоЛого, поскольку в ней самый широкий выбор фонов и готовых фигур. Это дает возможность создавать красивые изображения, комбинируя готовые формы с тем, что ребенок нарисует сам.

В вышеперечисленных средах можно создать даже простейшую анимацию: изображения в них есть, есть исполнитель Черепашка, остается изучить систему команд Исполнителя и научить ребят составлять простые линейные алгоритмы.

В 6-м классе курс информатики предполагает освоение технологий работы с текстом, с графикой и технологии создания компьютерной анимации с помощью Power Point. Причем основной акцент (50% практических работ) делается на работу с текстовым редактором Word.

На компьютерах Macintosh при работе с Word возникают сложности. Прежде всего из-за отличий в интерфейсе программы от знакомого MS Word для PC, а также из-за отсутствия русификации меню. Детям кажется непривычным не только способ запуска программы, но и ее внешний вид: окна самой программы, панели инструментов, вид диалоговых окон и т.д. Поэтому первый урок, отведенный на знакомство с Word, лучше посвятить подробному изучению интерфейса и настроек программы. Чаще всего возникают сложности с настройками панелей инструментов и с сохранением документов.

Придется подготовиться к тому, что первые уроки, посвященные Word, будут направлены не только на освоение операций ввода и редактирования теста, но и на привыкание к программе. Это важно, поскольку в дальнейшем ученикам придется столкнуться с другими программами пакета Office для Macintosh, так что знание общих элементов этих программ будет полезным.

Изучение технологии работы с графикой проходит в двух направлениях: изучение растровых редакторов и изучение векторных редакторов. Мы изучаем растровый редактор в среде ЛогоМирыПро. У детей это не вызывает особых трудностей, поскольку принцип работы с ней в целом напоминает ПервоЛого, хотя среда ЛогоМирыПро имеет более сложный интерфейс и систему команд. Поскольку мне кажется, что учащимся не слишком интересно наблюдать за тем, как учитель сам демонстрирует возможности инструментов графического редактора (детям хочется скорее самим попробовать), на первом уроке по изучению растрового графического редактора я коротко рассказываю о программе, объясняю, как пользоваться инструментами, как сохранить рисунок. А дальше сразу предлагаю выполнить небольшие работы (головоломки, игры с числами и т.д.), в ходе которых дети должны сами освоить тот или иной инструмент и при этом верно выполнить задание. Такие работы заготавливаю заранее и копирую на каждый компьютер. Получается, что дети не просто осваивают инструменты, учатся их рационально применять, но и развивают мышление, логику, внимание.

Что касается векторного редактора, то на начальном этапе для понимания общих отличий этого вида графики достаточно возможностей редактора, встроенного в Word. Дети уже знакомы с основными операциями в данной программе, поэтому освоить дополнительные графические возможности становится проще. Единственное, что необходимо, это более подробно изучить панель рисования.

Программа 6-го класса включает в себя раздел “Алгоритмы”. Именно в нем возможности iBook можно применить как нельзя лучше. Есть два варианта. Можно для выполнения практических работ по реализации разного типа алгоритмов использовать Power Point (и выполнить задания, предложенные авторами учебников для 6-го класса), а можно использовать возможности среды ЛогоМирыПро (и писать программы с теми же видами алгоритмов для исполнителя Черепашка). В чем плюсы среды ЛогоМирыПро: наглядная реализация работы алгоритма; среда детям знакома, следовательно, можно создавать более сложные и красочные работы; вдобавок это хорошая пропедевтика к изучению языков программирования в старших классах.

Говоря с учениками 7-го класса об устройстве компьютера, можно уделить внимание и устройству Macintosh iBook. Дети все равно задают вопросы относительно его характеристик. То же касается изучения программного обеспечения. Можно рассказывать об операционной системе Windows, сравнивая ее с установленной на компьютерах мобильного класса Mac OS. Этот прием стоит применить и говоря о прикладном ПО. Лучше всего одну из практических работ посвятить исследованию характеристик “нашего” iBook: память, процессор и т.д.

С официального сайта Apple можно скачать программы для работы с векторной и растровой графикой. Это будут демоверсии, но их достаточно, чтобы отработать основные моменты.

Возможности компьютера iBook позволяют очень легко продемонстрировать программы для работы со звуком и видео. В наборе программ есть звуковой редактор Garage Band, а также пакеты для работы с видео: iMovie и iDVD.

C 8-м классом работа строится по тем же принципам. Например, изучение технологии создания HTML-документов строится по общепринятой схеме: работа выполняется в программе Text Edit и направлена на освоение ключевых тегов и атрибутов. А как вариант можно продемонстрировать и способ создания страниц с помощью Word; приемы работы с этой программой изучаются на достаточно высоком уровне.

Большое внимание уделяется электронным таблицам Excel. В ходе работы можно применять уже разработанные практикумы, лабораторные работы, но стоит предварительно провести урок по ознакомлению с интерфейсом, меню, окнами и т.д. Это связано с тем, что версия Excel для Macintosh, так же, как и Word, не русифицирована; причем есть различия в построении меню, расположении команд, кнопок и т.д.

Единственный способ изучить принципы работы с базами данных в мобильном классе — использовать Excel. Но возможность реализовать построение запросов, форм ввода, отчетов остается при этом “за бортом”.

21-1.gif (59459 bytes)

Подводя итог, хочется сказать, что работать с компьютерами Macintosh iBook на уроках информатики не просто можно, но интересно и полезно; как для ребят, так и для самого педагога, в целях повышения его профессионального уровня.


1 В России учебные учреждения оснащаются мобильными классами Apple с 2001 года. Мобильные классы, поставленные в образовательные учреждения в рамках федеральных и региональных программ, имеются в Москве, Республиках Татарстан, Мордовия, Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской, Рязанской, Московской, Ленинградской, Смоленской, Тверской, Тульской, Свердловской, Курганской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Самарской областях, в Пермском крае. В учебных учреждениях только одного региона — города Москвы — установлено более 500 мобильных классов. — Прим. ред.

2 Идеология “мобильного класса” заключается в том, что портативные компьютеры Apple, размещаемые вместе с периферийным оборудованием в передвижной тележке-сейфе, могут быстро оказаться в любом месте; благодаря схеме беспроводной связи на развертывание компьютерной системы в любом кабинете требуется всего несколько минут. Даже находясь вне класса (на школьном дворе, например), ученики могут обмениваться информацией и печатать на принтере свои тексты и рисунки. При этом учитель продолжает контролировать всю деятельность школьников, используя возможности программы дистанционного управления классом. — Прим. ред.