© Данная статья была опубликована в № 21/2007 журнала "Информатика" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.      Главная страница "Первого сентября"
     Главная страница журнала "Информатика"
     Содержание № 21/2007
 Внеклассное мероприятие по информатике - игра “Морской бой”


Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие
по информатике — игра “Морской бой”

Е.А. Сима,
учитель информатики Новоуспенской средней школы,
Красноярский край

Общие положения

Основой внеклассного мероприятия — игры “Морской бой” является известная игра с таким же названием, дополненная вопросами по информатике.

Участники: учащиеся 5–6-х классов (две команды).

Реквизит: игровое поле (рис. 1), табличка для ведущего (рис. 2), таблички для команд-участниц (рис. 3), табло для учета очков (рис. 4), модели кораблей, фломастеры, аудиоаппаратура, секундомер, листки с вопросами (см. ниже), призы и награды.

Продолжительность игры: 30–40 минут.

Рис. 1. Игровое поле демонстрационное
(большого размера)

Рис. 2. Табличка для ведущего с отмеченными кораблями и баллами

Рис. 3. Таблички для каждой команды-участницы для отметки сделанных ходов

Рис. 4. Табло для учета очков

1. На поле ведущего — учителя расположены корабли двух цветов, а также сложность вопросов, “связанных” с той или иной клеткой. Все корабли “однопалубные” (“одноклеточные”). Каждой команде выдается табличка с расположением кораблей этой команды (рис. 3). Координат “чужих” кораблей играющие не знают.

2. Команда, начинающая игру, определяется по жребию (бросание монетки или т.п.). Она называет координаты своего “выстрела”. Если на соответствующей клетке стоит корабль, то эта команда получает 15 баллов и продолжает “стрельбу”. Если в названной клетке нет корабля, ведущий предлагает команде вопрос той сложности, которая указана в этой клетке. В случае правильного ответа команда получает соответствующее количество баллов. При любом ответе ход переходит к команде-сопернице.

На размышление команде дается от 30 секунд до 1 минуты (для вопросов сложностью 5 и 10 баллов) или 1–2 минуты (для вопросов сложностью 15 и 20 баллов).

3. На демонстрационном поле (рис. 1) специальный выделенный учащийся размещает модели кораблей или отмечает корабли, “потопленные” участниками.

4. Учет набранных баллов ведет на табло (рис. 4) другой специально выделенный учащийся.

5. Игра продолжается до того момента, когда все корабли одной из команд будут “потоплены”. Победителем объявляется команда, набравшая к этому моменту максимальную сумму баллов (теоретически это может быть и команда, все корабли которой “потоплены”, — если она лучше отвечала на вопросы).

1. Вопросы сложностью в 5 баллов.

1.1

Виден он со всех сторон,

Куда мышь, туда и он.

Может быть, не штрих, а стрелка

Там запрыгает, как белка.

(Указатель мыши)

1.2

А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это...

(Джойстик)

1.3

В зоопарке есть зайчишка,

А у компьютера есть...

(Мышка)

1.4

На уши это надевай

И слушай музыку давай,

Или рассказ, или стишок.

Работать весело, дружок?

Что это?

(Наушники)

1.5

Всегда нужно устройство это,

Когда работаешь с дискетой.

(Дисковод)

1.6. Какая кнопка мыши называется дополнительной? (Правая)

1.7. Продолжите ряд: системный блок, монитор, мышь, … (Клавиатура)

1.8. Продолжите ряд: наушники, монитор, звуковые колонки, … (Принтер)

1.9. Продолжите ряд: “Пробел”, Alt1, Shift, … (Название любой клавиши)

1.10. Продолжите ряд: “–”, “*”, “:”, …2 (“+”)

1.11. Это слово используется и в информатике, и применительно к автомобилю. В информатике так называют часть экрана, занимаемую приложением или документом, в автомобиле оно бывает переднее и заднее. Назовите это слово. (Окно)

1.12. Название этого города — столицы одной из стран Европы — используется в названии системы счисления. Назовите этот город. (Рим)

2. Вопросы сложностью в 10 баллов.

2.1. Что больше: 1024 Кб или 1 Мб? (Эти значения равны.)

2.2. Продолжите ряд: байт, килобайт, мегабайт, ... (Гигабайт)

2.3. Продолжите ряд: “Удалить”, “Вырезать”, “Вставить”, … (“Копировать”)

2.4. Это слово используется и в информатике, и применительно к автомобилю. В информатике это разновидность носителя информации, в автомобиле так называют металлическую часть колеса. Назовите это слово. (Диск)

2.5. Это слово также используется и в информатике, и применительно к автомобилю. В информатике так называется кнопка на рабочем столе Windows, в автомобиле так называют процесс заводки его двигателя. Назовите это слово. (Пуск)

2.6. Какой объем информации в слове клавиатура? (10 байт, 80 бит)

2.7. Какой язык программирования был разработан раньше — Паскаль или Бейсик? (Бейсик)

2.8. Продолжите ряд: )

2.9. Так называют и категорию в спорте, и позицию в записи числа. Что это за слово? (Разряд)

2.10. Так называют и спортивный коллектив, и приказ на выполнение действий. Что это за слово? (Команда)

3. Вопросы сложностью в 15 баллов.

3.1

Она все понимает,

Хранит картинки, звуки, числа

И даже сотни слов запоминает.

И без нее мы никуда.

Только знаете, в чем беда?

Выключаешь — все забудет,

Ничего она знать не будет —

Прямо как рассеянный

С улицы Бассейной!

(Оперативная память)

3.2. Чем отличается замкнутая система управления от незамкнутой? (Наличием обратной связи.)

3.3. Это слово используется и в информатике, и применительно к автомобилю. В первом случае так называют процесс распространения информации от одного объекта к другому, во втором — это жаргонное название уровня скорости в коробке передач автомобиля. Назовите это слово. (Передача)

3.4. Сколько килобайт в 10 мегабайтах? (10 240)

3.5. Переставьте буквы слов крен и ас и получите слово, связанное с информатикой4. (Сканер)

3.6. Переставьте буквы слов грамм и пора и получите слово, связанное с информатикой. (Программа)

3.7. Переставьте буквы слов метр и арап и получите слово, связанное с информатикой. (Параметр)

3.8. Переставьте буквы слов мирта и гол и получите слово, связанное с информатикой. (Алгоритм)

3.9. Переставьте буквы слов ботик и лай и получите слово, связанное с информатикой. (Килобайт)

3.10. Назовите слово, противоположное слову “виртуальный”. (“Реальный”)

Перечень вопросов5 и их сложность могут быть уточнены в зависимости от уровня подготовки участников. Вопросы из перечня выбирает ведущий. Можно также за каждой клеткой игрового поля “закрепить” конкретный вопрос.

1. Григоренко Ю.Н., Кострецов У.Ю. Коллективно-творческие дела. М.: Педагогическое общество России, 1999.

2. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

3. Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М.: Чистые пруды, 2006 (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Информатика”. Вып. 1 (7)).

4. Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Информатика”. Вып. 1 (13)).


1 Названия клавиш “Alt” и “Shift” произносятся вслух.

2 Участникам игры выдается листок с перечисленными символами.

3 Участникам игры выдается листок с перечисленными изображениями.

4 Участникам может выдаваться листок с указанными словами. Данное примечание относится также к заданиям 3.6–3.8.

5 Большое число вопросов, которые могут быть использованы в игре, приведено в [2–4].