ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Н.В. Софронова, А.А. Бельчусов, Н.В. Бакшаева
Республика Чувашия

Игра-конкурс “Инфознайка-2005”

В Чувашской Республике 8 апреля 2005 г. была проведена игра-конкурс “Инфознайка”, в которой приняло участие более 500 школьников начальной, основной и полной ступеней образования из двенадцати районов (Алатырский, Вурнарский, Козловский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Шумерлинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский) и шести городов (Чебоксары, Новочебоксарск, Кугеси, Цивильск, Шумерля, Ядрин). Игра проводилась на трех уровнях:

  • подготовительный (1-7-е классы);
  • основной (7-11-е классы);
  • углубленный (10-11-е классы).

Для каждого уровня были выбраны задачи, учитывающие степень подготовки учащихся в области информатики. Задачи подготовительного уровня рассчитаны на учеников, не изучавших информатику, либо изучавших ее в “безмашинном” варианте, что соответствует пропедевтическому уровню преподавания информатики. Задачи основного уровня рассчитаны на учащихся, изучающих информатику на базовом общеобразовательном уровне. Задания углубленного уровня - на учащихся профильных классов. Ученики самостоятельно выбирали уровень, по которому хотели получить задания. Дифференциация задач составляла от 10 до 50 баллов. Выбравшим подготовительный уровень было необходимо решить 24 задачи, основной - 28, задание углубленного уровня состояло из 30 задач. Для рассылки заданий и получения результатов были использованы как возможности электронной почты, так и бумажные комплекты, включающие бланки заданий и бланки ответов. На выполнение заданий отводилось 45 минут. Проверка полученных результатов осуществлялась с помощью автоматизированной системы, что позволило ускорить процесс оценки работ и подведение итогов. По результатам игры-конкурса 97 участников, набравших в общем зачете более 80% от возможного количества баллов, стали победителями и были награждены призами. Остальные участники получили сертификаты, где были указаны набранные ими очки.

Стоит отметить, что возможность участия школьников в подобных конкурсах значительно шире, чем в олимпиаде по информатике. Специфика олимпиад не позволяет учащимся, интересующимся теоретическими основами информатики, информационными и коммуникационными технологиями, показать свои достижения в этой области. В результате проведения игры-конкурса был получен объективный срез знаний и компетентности учащихся в предметной области “Информатика и ИКТ” по пропедевтическому, базовому и профильному курсу. Ниже приведены данные, отражающие успешность решения заданий в подготовительном, основном, углубленном уровне.

1. Подготовительный уровень

Задания, оцениваемые из 10 баллов

Наибольшее количество баллов учащиеся набрали при решении задач, в формулировке которых использовалась информация, зашифрованная в форме ребуса. Наименьшее количество баллов было получено при решении заданий, подготовленных для практико-ориентированных сред (например, в графическом редакторе MS Paint) и задач, связанных со свойствами информации.

Задания, оцениваемые из 20 баллов

Меньше всего допущено ошибок при решении задач на дешифрование информации, записанной с помощью кода, состоящего из 0 и 1; алгоритмов, связанных с вычисляемым условием и выбором дальнейших действий. Наиболее сложными оказались задания, рассчитанные на использование логических операций И, ИЛИ, НЕ при решении задач.

Задания, оцениваемые из 30 баллов

Разброс по баллам в этой категории задач наименьший, однако процент решений находится в интервале 52-61%, т.е. весьма невысок. Задания были представлены логическими задачами и задачами по расшифровке информации с последующим выбором решения.

Задания, оцениваемые из 40 баллов

Задания этой группы, вызвавшие наибольшее затруднение учащихся (31-53%), предусматривали вычисления в цикле, формирование оптимальных решений в графах, расшифровку сообщений на основе заданной последовательности действий.

2. Основной уровень

Задания, оцениваемые из 10 баллов

Учащиеся ответили правильно (свыше 90%) на вопросы, связанные с устройством компьютера и периферией, с антивирусной защитой и выбором программного обеспечения для подготовки реферативных работ.

Наибольшее затруднение (40-55%) вызвали вопросы, связанные с системой управления базами данных, использованием служб сети Интернет, выбором информационных моделей.

Задания, оцениваемые из 20 баллов

Трудность представляли задания, в которых требовались знания по теории логических высказываний (52%). Точное значение атрибутов графических файлов смогли указать лишь 68% отвечающих.

Задания, оцениваемые из 30 баллов

Общий уровень ответов на вопросы невысок (51-61%), а знания, которые требуют проявления уровня компетентности (оценка возможностей графического растрового редактора для выполнения операций масштабирования, например), показали только 28% учащихся.

Вызвали затруднения и вопросы, связанные с количеством информации, которую можно разместить на внешнем носителе. Только 56% учащихся смогли соотнести размеры файла и внешнего носителя, выбрать соответствующий множитель.

Задания, оцениваемые из 40 и 50 баллов

Те задачи, которые носили характер обобщающих теоретических, не вызвали особых затруднений и получили от 76 до 95% правильных ответов.

3. Углубленный уровень

На углубленном уровне были задания, на которые никто не смог ответить правильно (0%), и задания, по которым были получены 100%-ные результаты. Можно отметить, что учащиеся не знают истории создания компьютеров, не владеют приемами использования логических операций в программировании, не знакомы с возможностями текстового процессора MS Word по автоматизированной обработке данных. Около половины учащихся не смогли упростить сложную логическую функцию и составить логическую схему по заданной функции. Учащиеся определили (58-100%) по фрагментам программ, написанных на различных языках программирования, выполняемые в них действия. А вот для задания, связанного с языком Пролог, не было представлено ни одного правильного решения. Сложной оказалась и задача на кодирование информации последовательностью комбинаций битов (0%).

Ниже приведены примеры заданий, которые вызвали наименьшее и наибольшее затруднение учащихся в соответствующих уровнях.

Подготовительный уровень

А4 (10 баллов)

Количество правильных ответов составило 87% от общего числа выполнявших задание.

Расшифруй предложение, в котором перепутаны буквы в словах:

ВЕТИРП КИНСАТИЧУ ЫГРИ.

1) УГРИ ЧАСТО ПЛАВАЮТ

2) ПРИВЕТ УЧАСТНИК ИГРЫ

3) ВЕТРЫ УЧАСТИЛИСЬ С СЕВЕРА

А22 (40 баллов)

Количество правильных ответов составило 21% от общего числа выполнявших задание.

На рисунке зачеркни как можно больше отрезков в изображенном ниже графе так, чтобы в получившемся графе любую точку можно было соединить с любой другой точкой, двигаясь по отрезкам. Сколько отрезков ты зачеркнул?

1) 5;

2) 6;

3) 7;

4) 8.

Основной уровень

А21 (30 баллов)

Количество правильных ответов составило 28% от общего числа выполнявших задание.

В результате последовательного уменьшения (рис. 2), а затем увеличения (рис. 3) рисунка (рис. 1) были получены следующие изображения.

Какое слово пропущено в предложении?

Масштабирование в _____________ редакторе не является его сильной стороной.

1) Векторном;

2) графическом;

3) текстовом;

4) растровом.

А17 (20 баллов)

Количество правильных ответов составило 98% от общего числа выполнявших задание.

От кого пришло письмо?

1) от Алексея Юрьевича;

2) от ОРКЦ “Помощь образованию”;

3) от учителя;

4) от неизвестного адресата.

Углубленный уровень

А10 (10 баллов)

Количество правильных ответов составило 100% от общего числа выполнявших задание.

На каком языке программирования написан фрагмент программы?

1) Pascal;

2) QBasic;

3) VBA;

4) Delphi.

Private Sub ScrollBar1_Change()

Range("D2:d22").Value = ScrollBar1.Value

Range("B2:b22").Formula = "=SIN(RC[-1])"

Range("c2:c22").Formula = "= (RC[+1])* (RC[-1])"

End Sub

А29 (50 баллов)

Количество правильных ответов составило 0% от общего числа выполнявших задание.

Программа написана на языке Пролог.

большой(медведь).

большой(слон).

маленький(кот).

коричневый(медведь).

черный(кот).

серый(слон).

темный(Z) :- черный(Z).

темный(Z) :- коричневый(Z).

? темный(X), большой(X) % Кто одновременно темный и большой?

Как ответит пролог-система на поставленный вопрос?

1) X = слон;

2) X = медведь;

3) X = кот.

Подводя итоги, можно отметить, что следующие учебные разделы и темы требуют большего внимания в курсе обучения информатики: логические основы работы компьютера, моделирование и формализация, алгоритмизация, автоматизированные системы и устройства, искусственный интеллект.

TopList