ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

И.А. Калинин
Москва

Социальные сервисы Интернета

Способы общения в Сети — выдержки из истории развития Интернета

Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. С точки зрения массового пользователя возможность прямого обмена информацией даже важнее сугубо технологических задач обеспечения совместных вычислений или доступа к хранилищам данных.

Современные формы общения в Сети сформировались на основе нескольких решений:

1. Электронная почта. Исторически возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями и показала саму возможность общения с помощью сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами (“Один к одному”), при небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группам людей “Один ко многим”. Такой модификацией стали списки рассылки.

2. Телеконференции, группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в нити, направления обсуждений.

3. Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (в примерном переводе — “Дружеская беседа через Интернет”). В рамках этого сервиса общение проходит через специализированные узлы в рамках общих направлений — каналов.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения.

Такие сообщества имели (и до сих пор имеют) особенности, обусловленные их техническим характером:

1. Как правило, пользователем в таком сообществе считается формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один фактический пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько “жизней”.

2. Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции “чистым” текстом передать сложно и не всегда такой текст интерпретируется одинаково, то появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка).

3. Характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания “свой—чужой”. В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто — жаргона.

4. Стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени “ника”, не имеющего пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

Современные формы общения с помощью Сети во многом похожи на упомянутые выше сервисы. Ведь сервисы эти сформировались на основе общепринятых представлений и привычек в обмене информацией, а эти привычки от технологии зависят мало (точнее, они меняются гораздо медленнее). Унаследовали современные сообщества и особенности, хотя и стали гораздо шире и разнообразнее — за счет возросших технических возможностей и количества участников.

Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются специализированными web-приложениями. Такой способ организации позволяет максимально упростить работу за счет использования хорошо изученной программы, к использованию которой люди уже привыкли, за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности — фактически с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара.

Современные средства общения в Сети, ориентированные на использование
web-технологий

Опишем несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью идеологии HTML-страниц:

1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, — это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов “друзей” (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. Спектр сообществ очень велик — от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, — в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети — т.е. совокупности участников, объединенных средой общения. Нельзя сказать, что такие приложения — единственная база для создания подобных объединений, но она наиболее распространена. В отличие от подавляющего большинства web-проектов содержание подобных ресурсов, поддерживающих такие сети, формируется не четко оговоренной сравнительно небольшой группой людей, а всеми участниками сети.

В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

1. В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.

2. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

3. Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду — внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).

4. Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации содержания.

На основе такого подхода, когда содержание сайтов генерируется посетителями в процессе общения, появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество своеобразных web-сервисов.

Приведем несколько примеров проектов, приведших к созданию социальных сетей:

1. http://www.livejournal.com. Блог-система “LiveJournal”, “Живой журнал”. Наиболее популярный среди русскоязычных пользователей блог-ресурс, считается одним из первых примеров сервисов социальных сетей.

2. http://www.wikipedia.org. Открытая многоязычная энциклопедия Wikipedia. Эта социальная система ориентирована на подготовку энциклопедических статей о любом понятии, которое пользователи сочтут нужным. Система предусматривает и возможности коррекции и обсуждения статей, сравнения их версий.

3. http://www.flickr.com. Сервис публикации фотографий. На этом сервисе каждый посетитель имеет возможность опубликовать свои фотографии, указав их поисковые признаки. Фотографии можно оценивать и комментировать.

4. http://del.icio.us. Сервис публикации аннотированных ссылок. Пользователи этой сети (в основном англоязычные) публикуют ссылки с описаниями, снабжая их поисковыми критериями, и ведут личные иерархические каталоги ссылок. В сети рассчитывается рейтинг ссылки на основе частоты использования в личных закладках и переходов.

Перечисленные сервисы — яркие и удачные примеры создания сайтов в рамках концепции web 2.0 — движения по совершенствованию современных web-приложений.

Из перечисленных наиболее близким и полезным для достижения образовательных целей, без принципиального изменения в методике преподавания нам кажется ресурс ru.wikipedia.org (русскоязычный раздел открытой энциклопедии). Его историю и основы использования (включая участие в составлении энциклопедии) мы рассмотрим подробно.

Краткая история проекта Wikipedia1

Первая вики, WikiWikiWeb (в примерном переводе “быстро-быстро” — на гавайском языке), была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым вики-сайтом стало “Портлендское хранилище образцов”, созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода2.

Изначально проект по созданию свободной (для использования) энциклопедии, начатый в марте 2000 года, был ориентирован на подготовку статей учеными и специалистами академической среды и назывался “Ньюпедия” (Nupedia).

Наполнение этой энциклопедии статьями шло достаточно медленно, и для ускорения работы 15 января 2001 года был открыт параллельный проект Википедия (Wikipedia), в котором и доступ к статьям, и их редактирование осуществляется через специальный web-сайт. Коллективно создаваемая таким образом гипертекстовая среда была названа вики (wiki).

До настоящего времени исходный проект не дожил.

С 2003 года финансирование проекта осуществляет специальный благотворительный фонд Wikimedia, формирующийся из спонсорских вносов и продажи рекламно-сувенирной продукции. Сам ресурс полностью бесплатен и свободен от рекламы.

Основной программный механизм, обеспечивающий работу “большой” Википедии, называется Wikimedia. Он является свободно распространяемым, и любой желающий, обладающий достаточной квалификацией и ресурсами, может реализовать вики-среду на своем сайте.

Создание и редактирование статей

При создании и редактировании статей в рамках исходного проекта Википедия следует придерживаться следующих общих правил:

1. Использовать чужие материалы можно только при соблюдении правил цитирования и законодательства об авторском и смежных правах. При выявлении нарушения статья стирается без предупреждения, а пользователь портит себе репутацию.

2. Статьи должны быть нейтральны и содержать изложение всех существенных точек зрения на объект описания.

3. В Википедии не допускаются оригинальные исследования.

Использование энциклопедии максимально упрощено. На первой странице находится список имеющихся энциклопедий на разных языках с указанием текущего количества статей. Поскольку русскоязычная Википедия пока не вошла в 10 наиболее заполненных, то она находится под стилизованным изображением земного шара, в разделе “100000+”. Можно обратиться к ней и по прямой ссылке ru.wikipedia.org.

Попав в этот раздел, вы увидите заглавную страницу (рис. 1). Заглавная страница содержит ссылки на разделы энциклопедии, служебные и справочные страницы и на некоторые уже написанные статьи. Статьи, попавшие в группу избранных, считаются лучшими статьями русской Википедии. Мы рекомендуем ознакомиться с ними для того, чтобы представлять себе, как должна выглядеть образцовая статья и что она должна содержать. Под ней приводится пример той или иной хорошей статьи (хоть и не избранной).

Рис. 1. Заглавная страница русского разела Википедии

Рис. 1. Заглавная страница русского разела Википедии

Слева от информационной части собраны ссылки, позволяющие ориентироваться в энциклопедии. Во-первых, это раздел навигационных ссылок. Во-вторых, ссылки для участников — на портал обсуждения, на свежие статьи, текущие события.

Ниже расположено основное средство поиска нужной информации и (заодно) начала редактирования статей. Это поле ввода понятия для поиска и две кнопки под ним.

Кнопка “Поиск” выполнит поиск введенного словосочетания среди названий и содержания статей. Результатом поиска будет список ссылок (или сообщение, что таковых нет), отсортированных по релевантности.

Кнопка “Перейти” пытается выполнить переход к статье, описывающей введенное понятие. Если такой статьи нет, то вам предложат ее создать — т.е. набрать на странице редактирования.

Основные ссылки на средства обсуждения и редактирования статей расположены над текущей страницей в виде закладок. К таким средствам относятся: “Статья” — собственно содержание текущей страницы, “Обсуждение” — страница с обсуждением тех или иных исправлений, “Правка” (она же “Просмотр” — если изменения заблокированы) — редактор текста страницы и, наконец, “История” — список изменений страницы (рис. 2).

Рис. 2. История измененной статьи

Рис. 2. История измененной статьи

Существенной особенностью любой вики-системы является сохранение всех предыдущих версий каждой страницы. Это позволяет, сравнивая их, определять вклад каждого участника или возвращаться к предыдущим версиям, если правка была неудачной или неверной.

При отображении статьи вы увидите ее текст, возможно, со вставленным оглавлением (создаваемым автоматически на основании разделов статьи). Текст может включать в себя ссылки (либо внутренние — на страницы Википедии, либо внешние — на страницы сети Интернет). Внешние ссылки отмечаются специальным знаком.

Внутренние ссылки фактически являются переходом по названию, где название — это то, что считается ссылкой на экране. Внутренние ссылки могут быть синего (уже созданные статьи) или красного цвета (статьи пока нет) (рис. 3). Переход по красной ссылке, как и переход по неопределенному понятию, приведет к предложению создать страницу.

Рис. 3. Незавершенная статья со ссылками

Рис. 3. Незавершенная статья со ссылками

Такая логика работы продиктована принципом создания статей энциклопедии. В отличие от обычной страницы здесь работа начинается с ввода названия, которое и является описываемым понятием.

Правка статьи с технологической точки зрения мало отличается от ее создания — поэтому дальше мы будем говорить в основном о синтаксисе языка описания страниц.

Названия статьям даются в именительном падеже и единственном числе. Если название неоднозначно и требует пояснений, то пояснение дается в скобках.

Статья традиционно начинается с того же словосочетания, которое образует ее название. Вместе с ним записывается его этимология (происхождение слов), ударение, необходимые дополнительные данные. Далее за ним идет определение или начальное описание, а потом начинается и сама статья.

Основы синтаксиса страниц в Википедии

Статья (точнее, любая страница — обсуждение, описание иллюстрации и т.п.) пишется на русском3 языке. Абзацы в тексте разделяются пустой строкой. Для выделения раздела абзац должен начинаться со знака “=”. Заголовки первого уровня начинаются с одного знака равенства, второго — с двух. Как правило, больше трех уровней заголовков в статье не бывает.

Для расстановки связей, вставки иллюстраций и других дополнений в тексте делаются пометки. Язык пометок очень прост и не требует много времени на изучение. Самые частые виды пометок вынесены в виде кнопок на панель, расположенную над редактируемым текстом (рис. 4).

Рис. 4. Редактирование страницы

Рис. 4. Редактирование страницы

Краткий список возможных пометок приведен в конце статьи.

Иллюстрации

Механизм вики позволяет использовать в статьях иллюстрации4. Следует учитывать, что для обеспечения доступности изображение должно быть опубликовано на каком-либо сайте в сети, а доступ к нему обеспечиваться по протоколу HTTP с помощью URL.

В проекте вики изображение либо размещается в локальной Википедии (русской), либо на викискладе (Wikimedia). Доступ к файлам выполняется на основе имен, поэтому перед загрузкой нужно дать файлу название, описывающее изображение и уникально его определяющее. Название самому изображению, как правило, давать не рекомендуется — чтобы его можно было использовать с разными языками.

Изображения общедоступны, поэтому стоит перед загрузкой собственной копии поискать уже имеющиеся. Загрузка изображения возможна только для зарегистрированных пользователей.

Для обеспечения правильного просмотра и расширения возможностей последующего использования рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Изображение загружается в максимальном качестве (в первую очередь — разрешении). Уменьшение (для предварительного просмотра) рекомендуется обеспечивать средствами самой Википедии (синтаксис описывается ниже). Это позволяет просматривать иллюстрацию на разных мониторах, печатать, изучать детали.

2. Векторные изображения помещаются в формате svg.

3. Растровые изображения с плавными цветовыми переходами и большим количеством цветовых оттенков (например, фотографии) помещаются в формате jpeg.

4. Растровые изображения с четкими границами и сравнительно небольшим количеством цветов помещаются в формате png.

5. Анимированные изображения анимации помещаются в формате gif.

Рекомендуется также при загрузке описывать изображение.

Описывается изображение на автоматически создаваемой после загрузки странице с помощью шаблона.

Шаблон — это фактически небольшая страница, написанная по заранее заданному формату. Используя шаблон, вы указываете только параметры, а форматирование потом будет выполнено на основе описания самого шаблона. В этой статье подготовка шаблонов не рассматривается.

Для описания изображения шаблон используется так:

{{Изображение

| Название = <!--Название-->

| Описание = <!--Описание-->

| Автор = <!--Автор-->

| Время создания = <!--Время создания-->

| Источник = <!--Источник-->

| Лицензия = <!--Лицензия-->

}}

Вместо текста в угловых скобках вы можете написать свой.

Чтобы разместить в статье изображение6, нужно вставить в текст пометку следующего вида:

[[Изображение:Имя_Изображения]]

Несколько дополнительных параметров приведены в таблице.

В некоторых случаях бывает полезно разместить в статье несколько изображений — создать так называемую “галерею” (например, работ одного художника или видов одного и того же места). Для этого есть служебный тег <gallery>. Внутри этого тега приводится несколько строк, каждая из которых описывает изображение правилам, перечисленным в таблице.

Пример:

Категории7

Помимо названия статьи, зачастую бывает необходимо как-то обозначить привязку этой статьи к более широкому информационному классу. Одного упоминания в тексте мало — как вам известно, в этом случае при поиске необходимо знать, что именно и в какой форме искать.

Например, статью о Москве нужно как-то связать со страной, с общим списком столиц мира и т.п.

Для этих целей в вики предусмотрен механизм категорий. Фактически категория — это название того самого класса, информационной общности.

Обозначение привязки к категории выполняется вставкой конструкции вида:

[[Категория:Название класса]]

Таких отметок может быть несколько. Например, статья о Москве в этом случае может относиться к категориям “Россия”, “Столицы”, и отмечаться в тексте статьи это будет так:

[[Категория:Россия]] [[Категория:Столица]]

Если категория до этого не использовалась, то она будет автоматически добавлена при сохранении статьи к общему списку категорий. Список имеющихся категорий можно просмотреть на служебной странице “Категории”.

Категории можно вкладывать друг в друга, для этого нужно в статье — описании категории добавить ссылку на более крупные категории.

Использование категорий, особенно вложенных, позволяет организовать иерархический поиск статей, просмотр статей по общему направлению и т.п. Без категорий такой обзор создать достаточно сложно.

Хорошая статья обязательно включает в себя привязки к различным категориям, что увеличивает ее ценность и общую связность энциклопедии.

Технические реализации, дополнительные возможности

Среда вики — открытая и регламентирует только общую идеологию работы.

Возможности же этой идеологии реализуются с помощью разных программных пакетов, которые называются вики-механизмами (“engine” — механизм, двигатель). Основная задача любого вики-механизма — это обеспечение преобразования вики-разметки во внешний вид, привычный пользователю, — чаще всего в HTML-страницу.

Механизмов существует достаточно много, описанный выше механизм MediaWiki — наиболее распространенный из них. Другие механизмы отличаются от него — иногда основной платформой (web-сервером, системой хранения), наличием языков написания сценариев, возможностью разграничения доступа к статьям и их редактированию и другими дополнительными возможностями.

Примерами таких механизмов могут служить:

  • Wikka Wiki — вики-механизм, аналогичный MediaWiki. Использует PHP и MySQL.
  • DidiWiki — очень маленький и очень простой вики-механизм. Написан на языке C и имеет встроенный http-сервер. Применяется для организации персональных хранилищ.
  • FlexWiki. Разработан на платформе .NET. Разработан сотрудником фирмы Microsoft и широко используется внутри корпорации. Содержит такие инструменты, как пространства имен (namespaces) и встроенный язык программирования (WikiTalk).

Дополнительные возможности для редактирования и отображения информации часто реализуются с помощью расширений (“extensions”). Расширение — это дополнительный набор программ, который по оговоренным правилам интегрируется в вики-механизм и позволяет расширить возможности представления информации.

В качестве примера расширения, уже интегрированного в механизм “большой” вики, можно назвать TeX. Изначально TeX — язык разметки, предназначенный для набора сложных текстов с математическими формулами. В составе MediaWiki уже есть расширение, которое позволяет использовать этот язык разметки для отображения формул на страницах.

Если разворачивать вики-механизм MediaWiki на своем сайте, то дополнительно можно установить очень большое количество самых разных расширений, например:

  • GraphViz — пакет программ, разработанный специалистами лаборатории AT&T для визуализации различных графов. Для описания графов применяется текстовый формат, что позволяет легко интегрировать его в вики-разметку.
  • GISWiki — расширение, позволяющее привязывать статьи к географическим координатам и отображать положение объектов на картах и спутниковых фотографиях системы GoogleMaps.
  • FCKEditor — текстовый редактор, позволяющий готовить статьи без знания языка разметки, примерно так, как готовятся документы в Microsoft Word.

Количество расширений для механизма MediaWiki превышает 190, поэтому для большинства задач можно подобрать необходимое решение. Как и сам механизм вики, расширения его являются свободно распространяемыми.

Примеры реализованных вики-проектов

1. www.wikipedia.org — проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:

  • Викисклад (Wikimedia) — хранилище общедоступных мультимедийных материалов.
  • Викитека — общедоступная библиотека оригинальных текстов.
  • Викиучебник — библиотека общедоступных руководств и учебников.
  • Викиновости — система публикации новостей.

Доступен и целый ряд других проектов.

2. www.letopisi.ru — русскоязычный образовательный проект. Цель проекта — создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Организаторы предполагают создать с помощью этого ресурса представительства всех школ и образовательных учреждений страны.

В рамках общего проекта реализуется несколько направлений, по которым участники могут быстро развивать ресурс, — семейные истории, истории родных городов и школ и т.д.

3. www.wikiznanie.ru — русскоязычный проект, авторы которого хотели бы публиковать не только готовые результаты, но и идущие исследования, гипотезы и прочее.

4. 31 октября 2006 года глава Национальной разведки (DNI) США Джон Негропонте (John Negroponte) представил “Шпионопедию” (Intellipedia8), собственный вариант реализации открытой энциклопедии Википедия. Сообщается, что “сверхсекретная” “Шпионопедия”, к помощи которой прибегают сотрудники 16 секретных ведомств США, уже содержит 28 тысяч статей. Количество пользователей за полгода, прошедших с момента открытия проекта (запуск “Шпионопедии” состоялся 17 апреля 2006 года), составляет 3600 человек. Одним из главных преимуществ подобного обмена информацией американские разведчики назвали возможность рассмотрения всех возможных точек зрения на ту или иную проблему, а также то, что все доклады по теме можно будет свести в единую базу данных. По мнению спецслужб, это позволит избежать провалов, таких, как безуспешные попытки обнаружить оружие массового поражения в Ираке.

5. Многие небольшие вики-механизмы используются для того, чтобы организовать собственное информационное пространство при работе дома или в небольшой группе людей.

Концепция коллективно изменяемых страниц, предельно простого языка разметки и общедоступных расширяемых механизмов для их реализации — один из самых эффективных и простых в освоении подходов к решению большого класса задач самого разного назначения. Википедия и механизм вики — одно из наиболее востребованных и совершенных приложений концепции Web 2.0 — движения по развитию и совершенствованию web-приложений.

Применение энциклопедии и ее механизмов, и в особенности — само изучение подходов и стратегий, лежащих в основе успешных вики-проектов, может существенно расширить спектр возможностей для организации развития учащихся, возможности учителей в обеспечении доступности и актуальности учебных материалов, лучше подготовить учеников к работе в изменяющихся современных условиях.


1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья “Википедия”.

2 http://www.celer.spb.ru/wiki/IzKomp'juterry/SamyjjWiki — статья из еженедельника “Компьютерра”, одобренная российским вики-сообществом.

3 Разумеется, язык зависит от раздела.

4 Изложено на основе статьи “Википедия:Изображения”.

5 Учтите, что в Википедии нельзя давать ссылки на платные ресурсы, и вообще реклама в Википедии строго запрещена.

6 Рассматривается вставка изображений русской Википедии. Чтобы вставить изображения из других энциклопедий, необходимо использовать сходную, но более сложную конструкцию.

7 Подробнее с механизмом можно ознакомиться в статье “Википедия:Категории”.

8 Сообщение опубликовано агентством Reuters. По вполне очевидным причинам ссылки на саму энциклопедию нет.

TopList