Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №1/2008


Предлагаю коллегам

Делай, как я

Несмотря на постоянное наличие нашего главного наглядного пособия — компьютера и графический интерфейс приложений Windows, существует проблема наглядности на уроках информатики в компьютерном классе. Процесс общения учителя и ученика в большинстве случаев идет в вербальной форме, и, чтобы объяснить технологию работы в том или ином приложении, ученик сначала должен обстоятельно усвоить терминологию основных понятий Windows. О существовании наглядных пособий (не самодельных) в виде плакатов и транспарантов, на которых можно было бы показать, какую кнопку нажимать и что из этого получится, я что-то не слышал*, да и перспективы создания и применения такой наглядности мне представляются весьма туманно. Как правило, при объяснении в ход идут традиционные мел и доска, иногда кодоскоп с самодельными кододиапозитивами или, в лучшем случае, демонстрационный монитор, возможности которого ограниченны. Специальный проекционный аппарат из-за своей дороговизны остается голубой мечтой учителя информатики даже в школах, имеющих приличное оснащение компьютерного класса. При отсутствии демонстрационного монитора наибольший эффект достигается в том случае, когда учитель собирает учащихся вокруг своего рабочего места и объясняет материал, демонстрируя необходимые действия и их последствия на своем мониторе по принципу “делай, как я”. Знакомая картина: задние напирают на передних, действия локтями, пререкания и междометия — не лучшие условия для усвоения нового материала. К тому же в таких случаях выдается обычно большой блок информации, и пока учащиеся вернутся на свое рабочее место, забудут то, с чего начинали.

Когда же от Windows-приложений приходится обращаться, например, к QBasic, гаснет блеск в глазах детей, падает активность, а основным инструментом учителя становятся мел и доска с редкими демонстрациями работы фрагментов алгоритмов, так как задач прорешать нужно много, а возможности детей в скорости набора текста программы и его редактирования ограниченны, частые ошибки отвлекают и сбивают с ритма урока.

Между тем существуют значительные дидактические возможности операционной системы Windows, решающие вышеуказанные проблемы в компьютерном классе с локальной сетью и не требующие существенных затрат средств и времени. Просто по причине традиционной ориентировки необходимого для этого программного обеспечения эти возможности пока не получили должного внимания со стороны учителей.

В первую очередь речь идет о приложении NetMeeting, являющемся составной частью операционной системы Windows и входящем в комплекс программ связи, а также нетрадиционной установке параметров приложения MS-DOS QBasic.

Программа NetMeeting позволяет не только организовать аудиовизуальный и текстовый диалог пользователей в сети Интернет или локальной сети, но и, что очень важно в учебном процессе, дает возможность общего доступа к рабочему столу каждого из участвующих во встрече пользователей, и в первую очередь к рабочему столу учителя. На своем мониторе, не отвлекаясь, ученик может наблюдать работу приложений, установленных на компьютере преподавателя, и все действия учителя по управлению этими приложениями. Кроме того, NetMeeting дает возможность рассылать файлы по сети и использовать общую доску для рисования (почти полноценный вариант приложения Paint).

Использование приложения NetMeeting при изучении нового материала заметно повышает темп урока, избавляет учителя от необходимости пользоваться доской и мелом, что и без того нежелательно в компьютерном классе, а также от метаний по классу и постоянных отвлечений от излагаемой темы. Кроме того, представляется возможность значительно усовершенствовать процесс изучения традиционной темы “Языки программирования”, который обычно проходит в режиме MS-DOS.

Автором используется операционная система Windows 98 и локальная сеть топологии “звезда” на основе витой пары с концентратором (хабом) и сетевыми картами на 10 мегабит.

Обычно до начала урока на учительском и ученических рабочих местах запускается приложение NetMeeting, в котором заранее устанавливается папка для приема файлов: Сервис\Передача файлов\Файл\Изменить папку. При изучении темы “Языки программирования” — это рабочая папка QBasic, в других случаях — это “Мои документы” или рабочая папка соответствующего приложения. На учительском и первом ученическом компьютере для ускорения процесса регистрации участников встречи я обычно устанавливаю в меню Вызов\Автоматически принимать вызовы. После появления сообщения “Тайм-аут подключения к привратнику” необходимо в меню Вызов\Регистрация в каталоге произвести регистрацию и, выбрав (или набрав в окне) имя учительского компьютера, нажать кнопку с изображением телефонного аппарата .

Процесс формирования состава участников встречи желательно производить последовательно. После регистрации всех участников встречи приложение NetMeeting на мониторах учащихся можно свернуть на панель задач.

На учительском мониторе через левую нижнюю кнопку “Общие приложения” или через меню Сервис\Общие приложения вызывается окно общих приложений. Выбираем: Рабочий стол, Общий доступ и закрываем окно общего доступа. По завершении этих действий окно NetMeeting на рабочем столе учителя также можно свернуть на панель задач.

На мониторах учащихся появляется окно общего доступа к рабочему столу учителя. При объяснении нового материала через меню этого окна Вид\Во весь экран желательно развернуть окно рабочего стола учителя. В этом случае для учащихся остается доступной панель задач.

На мониторах учащихся воспроизводятся все перемещения указателя мыши и изменения его формы, а также преобразования, происходящие на рабочем столе учителя. Процесс объяснения работы приложений Paint, Word и Excel в таком режиме сокращается в 2–3 раза.

Традиционно при изучении приложений MS-DOS рекомендуются настройки, предлагающие полноэкранный вид и режим MS-DOS. Мною были подвергнуты сомнению эти рекомендации для QBasic, и после серии экспериментов я подобрал другие настройки, на мой взгляд, более эффективные. Предлагаемые параметры относятся к области экрана 800 х 600 точек, которые устанавливаются на всех мониторах компьютерного класса. При другом экранном режиме параметры отображения QBasic могут быть иными.

Выделив значок приложения QBasic или его ярлык, в контекстном меню выбираем Свойства. На вкладке Программа через кнопку Дополнительно… отмечаем единственный пункт “Автоматически предлагать переход в режим MS-DOS”. На вкладке Экран выбираем: Оконный режим, Исходный размер — 43 строки. На вкладке Шрифт я выбираю: Оба типа, Размер шрифта 8 х 12.

Работу в среде QBasic желательно проводить не в режиме развернутого окна, а в окне, полностью растянутом по вертикали. Размер по горизонтали может устанавливаться по обстоятельствам, вплоть до наибольшей ширины.

В такой ситуации окно среды QBasic не “сваливается” на панель задач при вызове других приложений, шрифт смотрится более четко, и, как правило, на экране помещается текст большинства программ, рассматриваемых в школьном курсе, что улучшает восприятие. Указатель мыши в отличие от полноэкранного режима имеет привычную форму стрелки и легче отслеживается. Ярко-желтый мигающий курсор хорошо заметен на традиционно синем фоне. (Иногда при запуске QBasic курсор не появляется, в этом случае я рекомендую учащимся набрать оператор SCREEN 12 и запустить такую короткую программу, после чего этот оператор можно удалить.)

Несомненным достоинством такой настройки является то, что в таком режиме можно воспользоваться приложением NetMeeting и сделать доступным рабочий стол преподавателя на всех мониторах учащихся, а следовательно, демонстрировать весь процесс работы над программой.

К сожалению, с рабочего места учителя приложение NetMeeting не транслирует графический экран QBasic, и поэтому при демонстрации работы программ с операторами графики я, используя NetMeeting, рассылаю в рабочие папки учащихся необходимые файлы, а дети, загрузив нужный файл в своем окне, запускают такие программы на демонстрацию со своего рабочего места.

В своей практике я располагаю окно QBasic на моем рабочем столе в левой части экрана. Окно среды QBasic, запущенной на рабочих местах учащихся, я рекомендую размещать в правой половине экрана. Таким образом, на мониторах учеников оказывается, по сути, два активных окна: слева — более светлое — QBasic учителя, на котором загружается, набирается и редактируется текст программы, с возможностью выделить цветом те или иные участки текста или указать на какой-либо фрагмент или объект с помощью курсора, справа — QBasic ученика в активном режиме, на котором обучаемый имеет возможность дублировать все действия учителя.

Тем самым, способ обучения “делай, как я” может быть реализован в полной мере. Переключившись в текстовый редактор Word, учитель может предложить учащимся план урока, красочно оформленный опорный конспект или тезисы, формулировки определений, ключевые слова, схемы и рисунки, тексты заданий.

Отпадает необходимость в использовании классной доски, учащиеся сравнительно быстро осваивают самые различные приемы редактирования текста программы. Количество разбираемых на уроке алгоритмов увеличивается в два-три раза. Используя заготовки, можно каждый из изучаемых алгоритмов проверить в рабочем состоянии и проанализировать результаты. При самостоятельном решении задач в любой момент можно сделать доступным для всего класса рабочий стол ученика, результаты которого необходимо продемонстрировать или проанализировать.


* По крайней мере один комплект плакатов для кабинета информатики, выпущенный издательством “Бином”, существует. Но плакаты в нем посвящены преимущественно теоретическим вопросам информатики. — Прим. ред.

А.. Н.. Комаровский,
Россошанская школа-интернат

TopList