Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №1/2008


Фотоконкурс

Фотоликбез: пейзаж

Пейзаж — наиболее распространенный, интересный и живописный жанр фотографии. Само слово “пейзаж” (paysage) пришло к нам из французского языка, что в переводе означает “местность”. Пейзаж — это своего рода “портрет” окружающей нас природы, он также может быть грустным или радостным, спокойным или напряженным, переполненным энергией.

На первый взгляд кажется, что снять пейзаж очень просто, ведь все, что для этого требуется, находится вокруг нас. Более того, это “все” стоит и никуда не убегает. Возникает ощущение, что достаточно лишь оказаться в нужное время в нужном месте и просто нажать кнопку спуска — и шедевр готов. Но, с другой стороны, всем понятно, что просто сфотографировать деревья в ближайшей аллейке возле дома вовсе не означает сделать красивый пейзажный снимок, хотя и это иногда возможно (см. рис. 1). Жаль только, что в газетной публикации невозможно передать всю игру цвета и света, без чего пейзажные фотографии теряют большую часть своего очарования.

В пейзажной фотографии, так же, как и в любом другом жанре, существуют определенные правила.

Самым главным в пейзаже является свет. Именно он позволяет передать эмоциональное состояние природы. Так как пейзаж может быть не только природным, но и городским, а это два совершенно разных направления, то и правила использования света в них различаются. Так, например, при съемке природного пейзажа лучше использовать свето-тональное освещение — утренний или вечерний солнечный свет. Вечернее боковое освещение не только отличается совершенно фантастическим фиолетовым оттенком, но и позволяет подчеркнуть контуры и тени предметов (см. рис. 2).

Дневной, проходящий сквозь облако, как через фильтр свет за счет мягких теней позволяет сохранить объемность изображения (см. рис. 3).

Для городских пейзажей наиболее подходящим является дневной свет, который позволяет подчеркнуть геометрию зданий, так как длинные тени не искажают пропорций строения (см. рис. 4 и 5).

Как уже говорилось, для правильного композиционного построения пейзажного кадра важным является правило третей (золотое сечение). Напомним, что ни в коем случае нельзя располагать линию горизонта в центре кадра, всегда стоит акцентировать внимание либо на земле (воде), либо на небе, смещая линию горизонта вверх или вниз. Заметим, что в зависимости от сюжета иногда допускается небольшой наклон горизонта (см. рис. 6). На этом снимке горизонт чуть наклонен вверх, чтобы усилить эффект прыжка. И хотя фотография не является в полной мере пейзажной, вечерняя степь играет в ней превалирующую роль.

Для создания эффекта глубины кадра рекомендуется разместить какой-нибудь объект на переднем плане, например, камень, ручеек или траву. При этом необходимо помнить о золотом сечении (см. рис. 7).

Не стоит перегружать кадр лишними деталями, сюжетно важные элементы изображения следует размещать в местах наилучшего восприятия, т.е. в точках фокусировки (правило золотого сечения) (см. рис. 8).

Настроение снимка на 90% зависит от состояния неба. Самым лучшим способом выделения облаков является применение поляризационного (стеклянного) фильтра, хотя это и не самый дешевый аксессуар для вашего фотоаппарата. Его, правда, имитируют некоторые программные фильтры для Photoshop, чья легальная копия стоит ничуть не меньше волшебного стеклышка, обеспечивая явно худшее качество (см. рис. 9). Для цифровых фотокамер необходим фильтр с циркулярной поляризацией.

Для пейзажной фотографии наиболее важным все же является создание четко выраженного объема, поэтому свет, композиция, различные детали в кадре должны быть подчинены именно этой цели. Без эффекта объема изображение будет плоским, и глаз будет скользить по фотографии, не находя на ней ни идеи, которую вкладывал автор, ни красоты пейзажа.

Самый простой способ избежать такой ошибки достаточно прост. Попробуйте посмотреть на объект съемки так, как это делает фотоаппарат. То есть одним глазом. Если во время такого просмотра эффект объемности не пропадает, то вы и впрямь видите что-то действительно стоящее.

При съемке на природе необходимо учитывать и то, что динамическое разрешение глаза человека в десятки раз превосходит динамическое разрешение любой фотокамеры. Получить одинаково качественные изображения предметов на солнце и в тени на одном кадре практически невозможно, поэтому рекомендуется использовать так называемый “брекетинг”, когда при одном нажатии на спусковую кнопку делается сразу два снимка с разными значениями диафрагмы. Это дает возможность в дальнейшем объединить снимки в один. Пример такого рода подробно разобран в “Информатике” № 30/2004.

Очень распространенным мотивом в пейзажной фотографии является уголок природы у воды. Сама водная поверхность, извилистые русла ручьев, крутые берега рек, морской прибой и т.д. присутствуют во множестве фотоснимков. Цвет спокойного зеркала чистого и глубокого водоема во многом определяется цветом отраженного в нем неба. Но яркость водной поверхности значительно ниже яркости неба, поскольку часть упавшего света рассеивается в воде и поглощается. Поэтому вода на снимке, как правило, получается более темной, чем небо.

Однако в зеркале воды отражается не только небо, но и окружающие берега, зелень травы и деревьев, набережные, дома и т.п. Следует следить за тем, чтобы удвоенные объекты не смазали эффекта водной поверхности, испортив кадр излишней пестротой (см. рис. 10).

Пейзаж — это тот жанр фотографии, который не всегда удается заранее спланировать. Хотя объекты съемки и впрямь почти всегда неподвижны и никуда не убегают, неизвестно, какая будет облачность, какое освещение, ветер и осадки, а именно они на 90% определяют сюжет и качество снимка. Поэтому главной рекомендацией при фотографировании пейзажа будет совет всегда держать камеру наготове.

Ал. Ив. Сенокосов

TopList