Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №2/2008


Предлагаю коллегам

Учебный проект “Хочу купить компьютер”

В настоящее время все большую популярность в обучении приобретает метод проектов. Очень важно правильно выбрать тему проекта так, чтобы она была актуальной, интересной для обучаемых и предполагала неоднозначные решения.

Часто ко мне подходят учащиеся за советом: “Хочу купить компьютер — что вы посоветуете?”. Что тут посоветуешь — это зависит и от того, для каких целей приобретается компьютер, и какими денежными средствами вы располагаете, и… — cтоп! Вот ситуация, когда нет однозначного ответа! Кроме того, сразу вспомнилось, что изучение темы “Компьютер и программное обеспечение” происходит в основном “теоретически”. В результате родилась тема учебного проекта по информатике: “Хочу купить компьютер”. С опытом работы по этому проекту автор и хочет поделиться с коллегами.

Первый этап работы над проектом — обсуждение с учащимися проблемы, которая встает перед многими желающими приобрести компьютер. Компьютерная индустрия развивается очень быстро, и “крутой” компьютер, который купил ваш сосед в прошлом году, сегодня уже не такой “крутой”, а вам хочется быть в курсе новинок, появившихся на рынке. Рекламе, которую мы видим на телевидении и в других СМИ, не всегда можно верить. Литературы по компьютерной технике столько, что не представляется возможным ни прочитать, ни купить (дорого). А прайс-листы фирм, реализующих компьютерную технику, состоят из десятков страниц с непонятными терминами. На этом этапе определяется также форма представления результатов работы над проектом. Лучше всего, если это будет презентация PowerPoint с некоторыми обоснованными рекомендациями.

Для выполнения проекта класс (а у нас есть опыт выполнения проекта пока в одном классе) делился на несколько групп. Первой группе предстояло изучить рынок компьютерной техники в нашем городе. Вторая группа должна была найти “золотую середину” для домашнего компьютера (с точки зрения его возможностей), третья — рассмотреть предложенные варианты с точки зрения безопасности, четвертая — рассчитать возможность покупки в кредит. Еще одна группа должна была провести опрос владельцев компьютеров (о нем — ниже).

Ясно, что для всех участников проекта параллельно предполагалась задача более глубокого изучения основных и дополнительных устройств компьютера.

Внутри группы возможно деление на подгруппы “специалистов”. Например, в первой группе два человека обходили несколько фирм города, торгующих компьютерами, знакомились с прайс-листами, узнавали условия кредита и условия гарантийного обслуживания. Четверо учащихся, распределив информацию, провели сравнительный анализ цен и подготовили сводную таблицу; еще двое изучали историю фирм, посещали их web-сайты.

Вторая группа, прежде чем определить оптимальный вариант, должна была подробно изучить, как влияют характеристики отдельных комплектующих на работу компьютера, и выбрать из их числа наиболее подходящие по качеству для домашнего пользования. Третья группа изучала безопасность применения мониторов с электронно-лучевыми трубками и жидкокристаллических мониторов, проводила сравнительный анализ цены, безопасности и качества. Четвертая группа, взяв во внимание рост цен на новые модели, падение цен на устаревающие и процентную ставку кредита, попыталась отразить оптимальный вариант покупки при наличии определенной суммы денег. И, естественно, покупая что-то, мы стремимся узнать у пользователей, как зарекомендовала себя та или иная модель в работе. Подобное анкетирование провела пятая группа.

На следующем этапе группы, обработав каждая свою информацию, собрались вместе для того, чтобы обсудить, как будет выглядеть результат работы над проектом — презентация. Было решено, что каждая группа подготовит несколько слайдов, отражающих содержание своей части проекта (особенности работы каждой группы были также обсуждены).

Все разработанные слайды были объединены в одну презентацию, в процессе “репетиции” которой у учащихся возникла идея — организовать представление презентации в виде, аналогичном телевизионным ток-шоу*.

Выбрали участников такого ток-шоу: ведущего, “потенциального покупателя” и “экспертов”. Подобрали вопросы, которые встают перед покупателем компьютера, и с этими вопросами постарались связать ответы, полученные в ходе работы над проектом. Так на этом этапе совершенно естественным образом учащиеся проанализировали полученные результаты по следующим позициям: все ли стороны проблемы рассмотрены, достаточно ли аргументирован вывод, отмечены ли недостатки, намечены ли пути их исправления. Попытались также ответить на вопрос: поможет ли данный проект выбрать хороший компьютер по оптимальной цене?

Кульминационным был завершающий этап работы. Накануне в школе было вывешено объявление: “Хочешь купить компьютер, но не знаешь, на чем остановить свой выбор? Приходи к нам <дата и время>. Мы тебе поможем. Без рекламы!”. В классе собралось много заинтересовавшихся, среди которых были и родители учащихся. По окончании ток-шоу участникам проекта было задано большое число вопросов. Но после проделанной работы ребята с уверенностью отвечали на большинство из них.

На другой день все участники снова собрались вместе, для того чтобы обсудить свое выступление. Беседа проходила за чашкой чая, все были довольны проделанной работой и ее результатами и дали положительную оценку своей деятельности.

По результатам работы над проектом была подготовлена статья в школьную газету.

Работа над подобными проектами способствует развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно принимать решения, с одной стороны, и работать в “команде” — с другой, более глубокому знакомству с различными вопросами, связанными с информатикой.


* Можно, конечно, организовать показ презентации и без “ток-шоу”. — Прим. ред.

И.. А.. Кишман

TopList