Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №7/2008


Бесплатный сыр

Мышеловка. Без мыши не обойтись

Строго говоря, без мыши, конечно, обойтись можно. Даже очень можно, если есть графический планшет. Но поскольку такое устройство координатного ввода — это, скорее, экзотика в нашей обыденной компьютерной жизни, будем считать, что основной объект манипуляции все же мышь. Речь пойдет о графическом растровом редакторе. В первую очередь при словосочетании “графический растровый редактор” на ум приходит Adobe Photoshop. А во вторую… Наверное, каждому свое. Многие вспомнят (или предпочитают) Corel PhotoPaint. А многие вообще ничего не вспомнят. Предлагаем хорошего кандидата на это самое второе место.

Знакомьтесь: GIMP (Гимп). Мультиплатформенный графический редактор с открытым кодом. А что это означает? Правильно, мы нашли очередной кусочек (даже целый кусок) бесплатного сыра! “Нашли” мы, правда, то, что существует уже около десяти лет J, но лучше поздно, чем никогда. Тем более, что в декабре 2007 года вышла очередная версия — 2.4.3. Работает под Windows 2000, XP, 2003 и Vista. До этого момента все же больше всего была разработана Linux-версия: она включалась практически во все дистрибутивы и была весьма популярна среди пользователей Linux. Теперь к их сообществу могут присоединиться и те, кто работает в Windows.
А кому следует подумать над вопросом присоединения? Всем, кто работает над web-дизайном, занимается обработкой домашних, художественных или “креативных” фотографий, отсканированных картинок или изображений, созданных на компьютере. GIMP позволяет проводить все эти работы на любом уровне: от начинающего до профессионального. Соответственно, наполненности GIMP совершенно достаточно и для изучаемых в школьном курсе информатики вопросов обработки графики. Причем никакая лицензия для этого не нужна. Берите и пользуйтесь!

Несомненно, GIMP и сам является мощным инструментом по созданию оригинальных изображений. Один из его основных плюсов (помимо свободного распространения) — это большое количество встраиваемых модулей. Причем их количество все время растет. По словам экспертов, далеко не все коммерческие пакеты обладают теми возможностями, которые предоставляет бесплатный GIMP. На сегодняшний день уже более двух сотен модулей-расширений включено в его стандартный пакет! Например, генератор кнопок (Расш./Кнопки).

Он “умеет” одновременно создавать кнопки трех видов: ненажатая, ненажатая (активная) и нажатая. Задаем текст надписи, цвет кнопки, степень ее выпуклости и форму (квадратная, круглая, эллипс), и все, готово.

Большая группа расширений — генераторы логотипов (Расш./Логотипы). Каждый имеет целый спектр настроек, позволяющих получать огромное многообразие надписей на подложке. А если еще учесть, что практически все генерируемые логотипы — это изображения с несколькими слоями (просто по определению, ведь “логотип”, в понимании компьютерного дизайнера, есть изображение с декоративной подложкой), то трудно представить, какие возможности для творчества открываются перед автором. Ведь созданные слои можно по своему разумению перемешивать, какие-то вообще отбрасывать или применять к ним дополнительные эффекты.

Более того, программисты оценят тот факт, что генераторы логотипов являются скриптами, т.е. предоставляют специалистам все мыслимые возможности. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Рис. 1. Пример простых изображений-логотипов, созданных с помощью генераторов логотипов SOTA хром, Imagre-26 и Глянцевый

Еще один интересный встроенный модуль — растровый фильтр “Смещение” (“Фильтры | Карта | Смещение”). Он как раз относится к тем возможностям, которые позволяют создавать сложные эффекты с помощью довольно простой процедуры, смещающей изображение в точках, имеющих наибольшую интенсивность цвета в карте смещения. Карта смещения должна быть одним из слоев обрабатываемого изображения и содержать некоторое изображение в серых тонах (цветовые характеристики пикселей не используются); ее следует заранее создать перед применением фильтра. Далее выделяется тот слой изображения, к которому мы хотим применить фильтр, задается величина смещения по осям, генерируется новое изображение.

Рис. 2. Пример изображения (слева), полученного с помощью растрового фильтра “Смещение”

В ту же группу растровых входит и фильтр (“Фильтры | Карта | Проекция объекта”), позволяющий наложить изображение на трехмерный примитив (сферу, цилиндр, плоскость) и настроить множество параметров: установить тип и цвет источника освещения, вектор направления освещения и т.д. Практически мы получаем миниатюрную и оперативную трехмерную студию. Этот же фильтр используется и скриптом Spinning Globe из группы Animators для накладывания изображения на вращающийся шар (“Анимация | Вращающийся шар”).

Рис. 3. Пример изображения, полученного с помощью растрового фильтра “Проекция объекта на сферу”

Впрочем, мы увлеклись игрой. Этому занятию можно посвятить часы и время пробежит совершенно незаметно. Помехи, оптические эффекты, пятна, эффекты освещения, искажения, иллюзии, анимационные… Спецэффекты накладываются один на другой, слои перемешиваются… Результат чаще всего трудно- или совсем непредсказуем :). Зато имеем море удовольствия и потерянного времени. Тут самое время вспомнить, что спецэффекты — не самоцель. Прежде чем приступать к работе с графическим редактором, нужно максимально четко представлять, что же мы хотим получить в итоге; какой цели будет служить подготавливаемое изображение, логотип, кнопка. И, соответственно, какое художественное, цветовое и пластическое решение будет самым приемлемым…

С другой стороны, пока не “поиграешь”, трудно и даже невозможно представить себе все (пусть хотя бы многие) возможности редактора. Чтобы потом было из чего выбрать наиболее выразительные решения для конкретной задачи… Ищите компромисс!

Приступим наконец к знакомству. Запускаем GIMP. На экране возникает Панель инструментов — набор часто используемых инструментов GIMP:

Рис. 4. Панель инструментов

При закрытии Панели инструментов работа GIMP завершается. При этом редактор аккуратно напомнит вам про все несохраненные изменения, так что “потерять” проделанную работу по неосторожности весьма сложно.

GIMP поддерживает графические форматы GIF (включая анимацию), JPEG, PNG, PNM, XPM, TIFF, TGA, MPEG, PS, PDF, PCX, BMP, SGI, SunRas, XPM (формат, в котором хранятся пиктограммы X Window). Кроме того, программа поддерживает архивирование “в реальном времени”: достаточно просто добавить .gz (или .bz2) к имени файла, и изображение будет сохранено сжатым (gzip). Заархивированные изображения можно открывать точно так же, как обычные. GIMP позволяет также извлечь и/или записать файл на заданный URL. Не выходя из редактора, можно отправить результаты своего творчества по электронной почте. Поддерживаются файлы в формате PSD (Adobe Photoshop).

GIMP обладает и собственным форматом XCF, позволяющим сохранять в том же файле массу вспомогательной информации, полезной при продолжающейся более одного сеанса работе с файлами. Причем формат не только сохраняет многослойные изображения, но и очень плотно упаковывается с помощью алгоритмов bzip и gzip. Можно использовать также формат PAT, сохраняющий текстуру и GBR, — для матриц кистей.

Следующим шагом открываем окно с рабочим полем. Это или уже существующее изображение, или новое поле деятельности. Все, как обычно: Файл/Открыть или /Создать и т.п. А вот общая организация рабочего пространства поначалу несколько непривычна: каждое окно “живет” само по себе. В ходе работы расставьте окна по местам, как удобно именно вам; в дальнейшем они будут появляться в заданных позициях. Меню Диалоги позволит выбрать окна, которые хотелось бы иметь под рукой.

В остальном невольно напрашивается аналогия с Adobe Photoshop. Основные функции и инструменты двух редакторов очень похожи (хотя реализации отдельных инструментов могут отличаться или иметь какие-то особенности), так что, имея минимальный опыт работы с Photoshop, начать работать с GIMP очень просто.

Поскольку в небольшую статью невозможно вместить даже минимальный обучающий курс по такому мощному редактору, познакомимся только с некоторыми его возможностями.

Представляется, что в первую очередь графический редактор должен уметь рисовать. Точнее — обладать достаточным набором инструментов для рисования. В GIMP такие инструменты представлены стандартным набором из карандаша, свободно масштабируемой кисти с настраиваемыми режимами и параметрами (можно даже создать свою кисть), ластика и аэрографа. Есть в наборе перо для каллиграфического рисования, штамп для выборочного копирования или переноса с места на место участков изображения, лечебная кисть, средство сглаживания и повышения резкости изображения (штамп и лечебная кисть, например, помогут удалить многие дефекты фотоснимка вроде пыли на матрице). Не забыт и “палец” с функцией выборочного “размазывания” кистью.

Рис. 5. Пример работы кистей разной формы

Как и полагается приличному графическому пакету, GIMP владеет набором инструментов выборки, т.е. обладает средствами, необходимыми для определения областей обработки изображения. Можно выделить прямоугольник, круг или эллипс. А можно область для выделения нарисовать просто вручную. Существует возможность построения кривых Безье. Имеются инструменты, которые позволяют выделять связные области, области, схожие по цвету, или выделять фигуры при помощи распознавания краев. Есть даже инструмент измерения расстояний и углов! Он позволяет определить расстояния между точками активного изображения: если нажать и удерживать кнопку мышки, можно узнать угол и число точек между точкой нажатия и текущей позицией курсора. К областям выборки можно применять операции объединения, пересечения и разности.

Очень близки к соответствующим средствам Photoshop инструменты корректировки цвета: регулировка цветового баланса, оттенка и насыщенности, яркости и контрастности, задание порога, уровней, кривых, операции уменьшения насыщенности, инверсии цвета, имитации светофильтров, микшер каналов, постеризация, автоматические режимы.

Уже перечисленные возможности-инструменты позволяют проводить хорошую работу с фотографиями.
А ведь приведены далеко не все возможности редактора. Фотографии, например, можно придать весьма популярный в наше время эффект старого снимка при помощи тонирования сепией (тонирования коричневыми оттенками).

В GIMP есть, конечно, и средства работы со слоями, контурами и каналами с полным набором команд редактирования, локализованными в отдельном диалоговом окне. Причем слои можно использовать и для создания простой анимации, если каждый слой представлять как анимационный кадр.

Рис. 6. Если цвета отсканированных фотографий выглядят недостаточно сочными или снимку не хватает контрастности, это можно исправить при помощи диалога Цвет/Авто/Выровнять (Увеличить контраст) или Цвет/Уровни/Авто

GIMP можно использовать и для ретуширования кинокадров. Хотя для этого все же чаще пользуются модификацией FilmGIMP. Ее, говорят, использовали при монтаже первого фильма о Гарри Поттере.

Кстати, если уж речь зашла о Гарри Поттере… Для опытных и даже не слишком опытных пользователей нет ничего нового в понятиях “работа со слоями” или “использование альфа-каналов”. А те, у кого эти словосочетания вызывают смятение, могут обратиться к Справке (конечно, для этого должен быть установлен файл с документацией; контекстную помощь для большинства функций и пунктов меню GIMP можно привычно вызвать клавишей F1). Или в конце концов можно взять любую книгу — руководство по Photoshop; там обязательно будут подробно описаны и понятие слоя, и принципы работы с каналами. Есть, конечно, и книги по работе с GIMP (ссылки на них можно найти на официальном сайте http://www.gimp.org или на сайте http://www.tigert.com/gimp/). Однако русскоязычных вариантов пока, похоже, нет. Впрочем — вот мы и добрались до Гарри Поттера, — судя по толпам желающих прочитать эту популярную книгу на языке оригинала, проблем с изучением английского у нас в стране все меньше, так что у многих не будет никаких проблем с изучением англоязычных руководств по созданию художественных эффектов в GIMP. А тем, у кого все же возникают проблемы с чтением на английском языке, можно посоветовать внимательно прочитать руководство пользователя (оно есть и на русском языке), а потом “порыться” в Интернете и найти статьи на русском (несколько ссылок мы приводим).

Кстати, утверждение, вынесенное в название (про мышь, без которой не обойтись), почти не несет в себе преувеличения. Очень многое в GIMP можно сделать при помощи мыши.

Можно переместить выделение, нажав и перетащив его мышкой. Надо только убедиться, что настройки оконного менеджера не используют для каких-нибудь других целей. В этом случае просто начнет перемещаться целиком все окно :). Тогда попробуйте одновременно с нажать клавишу или просто смените настройки оконного менеджера.

Мышкой в GIMP можно перетащить цвет с панели инструментов или из палитры на изображение: изображение (или выделенная область) будет залито выбранным цветом.

С помощью средней клавиши можно перемещаться по изображению.

Если перетащить слой из диалога слоев на панель инструментов, будет создано новое изображение, состоящее только из этого слоя.

Чтобы поместить направляющую на изображение, нажмите на нужную линейку (вертикальную или горизонтальную) и тащите курсор мыши на поле изображения. Все перемещаемые выделенные области будут “прилипать” к направляющим. Чтобы убрать направляющие, просто перетащите их за пределы изображения. Можно, конечно, воспользоваться командой “Изображение/Направляющие/Удалить направляющие”.

На этом и остановимся. Не потому, что информация исчерпана. Потому, что рассказывать, экспериментировать и учиться “вокруг” GIMP можно бесконечно долго. А нам пора остановиться; основная цель — проложить тропинку к очередному куску бесплатного сыра, будем считать, выполнена.

Скачать растровый графический редактор можно по адресу http://www.gimp.org.

В заключение приведем совет, который дает сам GIMP: в редакторе можно отменить практически все внесенные изменения, так что не бойтесь экспериментировать!

Используемые ссылки:

1. http://www.gimp.org.

2. http://docs.gimp.org/ru.

3. http://www.tigert.com/gimp/.

4. http://www.rru.com/~meo/gimp/faq-user.html.

5. http://gimp-win.sourceforge.net/stable.html.

6. http://www.nixland.org/gimp.

7. http://www.linuxrsp.ru/artic/gimp.html.

P.S. Изначально сокращение “GIMP” означало General Image Manipulation Program (англ.), но в 1997 г. “расшифровка” была изменена на GNU Image Manipulation Program, программа официально стала частью проекта GNU.

Талисманом GIMP выбран койот (придуман Туомасом Куосманеном, Tuomas Kuosmanen, “tigert”, http://www.tigert.com/gimp/). Зовут его Вильбер.

P.P.S. GIMP способен работать с графическими планшетами; в том числе с моделями, которые распознают силу нажатия на перо.

TopList