Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №22/2008


Только в номере

Все будет хорошо!

Сейчас умных много — эксперт на эксперте сидит и аналитиком погоняет. И Интернет, и бумажная пресса, и телевидение, и радио полны авторитетных и зачастую противоположных мнений и прогнозов. Вместе с тем у меня есть некоторое право по крайней мере на собственную точку зрения. Некоторое время назад, когда я, помимо должности главного редактора “Информатики”, стал координировать ряд проектов нашего Издательского дома, я остро ощутил недостаток (точнее — отсутствие) экономического и управленческого образования. Я решил восполнить его российским вариантом так называемого “MBA”. Я не могу сказать, что соответствующее время было потрачено впустую — курс MBA “Стратегический менеджмент”, хоть и не всегда близок к нашим реалиям (даже “адаптированный”), сам по себе весьма интересен и полезен. Как минимум он дает твердое знание терминологии, основ рыночной экономики и понимание системообразующих экономических процессов и “законов” менеджмента.

0-0.gif (119446 bytes)

Возвращаясь к текущей ситуации, отмечу, что самые честные высказывания, на мой взгляд, следующие: что происходит, примерно понятно, почему — тоже примерно понятно, но во что все это выльется в кратко- и среднесрочной перспективе — неизвестно. Мировая экономика — слишком многофакторная система, и построить ее адекватную кризисную модель, мягко говоря, затруднительно. Но фундаментальные экономические факторы практически инвариантны по отношению к текущей кризисной ситуации, и именно к ним-то мы, как ни удивительно, имеем самое прямое отношение. Каким образом? Поясню.

Конкретные причины нынешнего кризиса, конечно, монетарные. Я не буду вдаваться в подробности и рассуждать о пресловутом кризисе ликвидности и избытке переоцененных деривативов (деривативами называют производные финансовые инструменты, среди которых наиболее распространены фьючерсы и опционы). Поскольку как бы ни были важны финансовые инструменты (включающие и популярные ныне “подушки безопасности”), деньги и золото сами, как ни удивительно, довольно бесполезны.

48-0.gif (80215 bytes)

В Форте Нокс вполне можно умереть с голоду — деньги несъедобны (причем в любой валюте), а грызть золотые слитки — тоже удовольствие не из приятных.

Реальную мощь экономики определяют ресурсы, производственные мощности и производительность труда. Это упрощенная, но в общем-то понятная формула: чтобы было, что есть — нужны фермы, чтобы было чем обрабатывать землю — заводы и т.д. Мы с вами имеем самое непосредственное отношение к третьей составляющей успеха — производительности труда — важнейшему фактору современной экономики. Производство тяготеет к местам, где умеют сделать быстрее и дешевле. Это системный фактор — против него можно использовать лишь меры неэкономического характера. Ну а мы-то, мы-то при чем? А при том, что сегодня использование везде и всюду информационных технологий — ключевой фактор повышения производительности труда. Чем совершеннее технологии, чем более умелые и образованные люди их используют, чем меньше времени в конце концов они тратят на обычный набор текста (не смейтесь! Слепой набор — принципиальное преимущество современного специалиста!), тем более дешевым и конкурентоспособным будет продукт.

Наше с вами будущее напрямую зависит от того, как сегодня мы учим наших детей. Мы, конечно, можем подхалтурить, но тогда и пенять лет так через сколько-то будет не на кого. Если индийцы (к примеру!) будут лучше и быстрее решать задачи/программировать/набирать тексты и т.д., то они и будут этим заниматься. Конечно, нам тоже что-то останется J, но сути это не меняет. В современном мире хотеть быть “быстрее/выше/сильнее/умнее” не стыдно. Стыдно не хотеть, не прилагать к этому усилия, не учить детей наилучшим образом. Стыдно учить не тому, чему надо учить, а тому, чему учить проще. Стыдно (в нашем предмете особенно!) не заставлять себя постоянно совершенствоваться. Все это, кстати, не имеет никакого отношения к уровню оплаты труда: взялся учить — учи, считаешь, что “да за эти деньги…” — уходи.

Это все достаточно жесткие слова, но кризис — хорошее время для таких слов. Финансовые бури утихнут, курсы валют так или иначе стабилизируются, цены на нефть перестанут метаться, экономический спад сменится подъемом — все успокоится.
А дети останутся. И от того, как мы их научим, честное слово, зависит все.

Се. Ль. Островский

TopList