В мир информатики # 79 (16—31 сентября).
Это полезно знать

Автоматическая память

Многие калькуляторы, даже простые, кроме регистра памяти, в который число заносится при нажатии специальной клавиши [1], снабжены памятью иного рода, которая называется автоматической (или константной). Эта память позволяет повторить последнее выполненное действие в результате нажатия клавиши =, и для пользования числа из этой памяти не нужно нажимать на какую-то специальную клавишу. Для того чтобы узнать, обеспечивает ли ваш калькулятор возможность использования автоматической памяти, выполните следующие действия:

1. Введите число 11 (например).

2. Нажмите клавишу Plus.gif (131 bytes).

3. Несколько раз нажмите клавишу Equal.gif (126 bytes).

Если при каждом нажатии на клавишу Equal.gif (126 bytes) изображенное на индикаторе число будет увеличиваться на 11, то в вашем калькуляторе встроенная автоматическая память есть.

В большинстве калькуляторов константой (числом, занесенным в автоматическую память) становится: при делении — делитель, при вычитании — вычитаемое, при сложении — второе слагаемое, при умножении — второй множитель. Так, если необходимо вычесть 38 из 81, из 113, из 225 и из 1200, то после нажатия клавиш 43-0.gif (456 bytes)значение –38 “отправляется” на хранение в константную память, после чего для вычитания 38 из других чисел, после ввода каждого из них достаточно нажимать на клавишу Equal.gif (126 bytes).

Использовать константу можно до тех пор, пока не будет очищен индикатор калькулятора или пока в автоматическую память не будет занесено другое число.

Если после выполнения повторяющихся действий вам необходимо сделать что-то другое с числом, изображенным на индикаторе, сделать это можно легко — просто представьте, что вы только что ввели данное число.

На некоторых калькуляторах константа может не запоминаться в памяти автоматически, как это было в описанных выше случаях. На так называемых “инженерных калькуляторах” (их называют также калькуляторами для научных расчетов) для этого нужно нажимать на особую клавишу 43-2.gif (149 bytes). Чтобы ввести в константную память какое-либо действие и число, необходимо сначала набрать их на индикаторе, а затем нажать клавишу 43-2.gif (149 bytes). После этого можно пользоваться константой, как в этом примере:

43-1.gif (1048 bytes)

Если на вашем калькуляторе клавиши 43-2.gif (149 bytes)нет, то, для того чтобы проводить операции с константой, попробуйте нажать на клавиши операции дважды, как показано ниже:

43-3.gif (987 bytes)

Если не получается, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего калькулятора и узнайте, как нужно работать с константой на нем.

Задания для самостоятельной работы6

1. Вычислите значения:

1235 + 1235

12335 + 1235 + 1235

1235 + 1235 + 1235 + 1235

1235 + 1235 + 1235 + 1235 + 1235

Примечание. Операцию умножения не использовать.

2. Вычислить первый, второй, третий, …, десятый члены прогрессий:

1) арифметической, у которой первый член и разность соответственно равны 10,7 и 2,7;

2) геометрической, у которой первый член и знаменатель соответственно равны 1,8 и 2,1;

3) арифметической, у которой первый член и разность соответственно равны 128,5 и –12,1;

4) геометрической, у которой первый член и знаменатель соответственно равны 431,8 и 1/3.

3. Вычислить значения 210 и 220.

4. Когда растение посадили в горшок, то его длина от поверхности земли в горшке составляла 1 см. Какова будет длина растения через 7 дней, если за 1 день она удваивается?

5. “Задача о шахматной доске”.

Существует легенда, согласно которой изобретатель шахмат (шахматы впервые появились в Индии в V веке) в ответ на предложение раджи выбрать награду за свое изобретение сказал, что он хотел бы получить столько зерен риса, сколько уместится на шахматной доске, если на первую ее клетку положить 1 зерно, на вторую — 2 зерна, на третью клетку — 4 зерна, на четвертую — 8 и так далее, удваивая число зерен на каждой следующей клетке. Раджа обрадовался, что награждение обойдется ему так дешево, и согласился. Смог ли раджа выполнить свое обещание?

В заключение – полезный совет по использованию константной памяти. Если вам необходимо пересчитывать много различных предметов, то для этого удобно ввести в калькулятор +1 (Нажать Plus.gif (131 bytes) и 44-0.gif (133 bytes)) и с каждым предметом нажимать клавишу Equal.gif (126 bytes).

Литература

1. Память калькулятора. / “В мир информатики” № 62 (“Информатика” № 21/2005).


6 Все задания выполнить на калькуляторе, используя автоматическую память.