В мир информатики # 85 (1–15 февраля).
Задачник
Ответы, решения. разъяснения
к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики”
№ 77–78 (“Информатика”№ 18–19/2006)
1. Задача об особом расположении
чисел в три строки
Напомним, что необходимо было
исследовать возможность размещения чисел в три
строки так, что суммы чисел в каждой строке равны
между собой и суммы чисел в каждом столбце также
равны между собой.
Применительно к первым 15 натуральным
числам это сделать можно. Одно из возможных
решений, представленное Давлетшиной А., Желновым
Романом, Ивановой Анной, Кутлуевой Д. и Шишкиной
Л., учащимися Стерлитамакского
художественно-технологического техникума, г.
Стерлитамак, Республика Башкортостан,
преподаватель Орлова Е.В.:
Другие возможные решения отличаются
от приведенного порядком расположения столбцов.
Потлова Татьяна, средняя школа села
Речица Ливенского р-на Орловской обл., учитель Потлова
О.А., Антипина Анна, Занозин Михаил и Здорова
Наталия, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина
Г.В., Васильев Никита, участник компьютерного
кружка Дворца детского творчества
им. В.П. Чкалова, г. Нижний Новгород, педагог Занозина
Г.В., нашли принципиально другое решение:
Применительно к первым 18 натуральным
числам задачу решить нельзя (т.к. сумма этих чисел
не кратна шести — количеству столбцов).
Ответ:
Правильный ответ прислали:
— Афанасьев Олег, Ершова Светлана,
Ефимов Михаил, Иванова Татьяна, Михайлова
Людмила, Ходоровская Виктория и Шеплякова
Анастасия,
г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков
В.В.;
— Барашова Анастасия, Белякова
Екатерина, Зеленин Андрей, Комисарова Оксана и
Лукьянов Михаил, г. Балашов, Саратовская обл.,
гимназия
им. Ю.А. Гарнаева, учитель Сухорукова Е.В.;
— Бойков Денис, поселок Нижний Ингаш
Красноярского края (другие сведения в письме, к
сожалению, не указаны);
— Врублевская Ирина, Гроза Анастасия,
Лапо Елена, Малышева Елена и Шамсутдинов Рустам,
г. Лесосибирск Красноярского края, поселок
Стрелка, школа № 8, учитель Лопатин М.А.;
— Гайсин Рашит, г. Уфа, Республика
Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Глижинский Дмитрий,
г. Бендеры, Республика Молдова, гимназия № 2,
учитель Глижинская С.Л.;
— Головизнина Светлана, Мавлюкеев
Тимур, Озеров Алексей и Орлов Алексей, поселок
Садовый Ново-
сибирской обл., школа № 70, учитель Юрцева Е.В.;
— Кузнецова Евгения, г. Ярославль,
школа № 33, учитель Головина Л.И.;
— Лебедков Николай и Филонов Евгений,
средняя школа поселка Тавричанка Альшеевского
р-на, Республика Башкортостан, учитель Корнеева
М.В. (Николай и Евгений представили развернутое
обоснование решения);
— Метелкина Ольга, г. Красноярск, школа
№ 11, учитель Латынцева Е.В.
Все перечисленные учащиеся будут
награждены дипломами.
Напомним, что в статье предлагалось
также с помощью законов логики доказать, что
1) если установлены возможные цифры
в трех клетках:
— то во второй справа клетке может
быть записана только цифра 5;
2) если возможные цифры в клетках:
— то в третьей слева клетке цифра 4
записана быть не может.
Еще раз предлагаем читателям привести
такие доказательства и прислать их в редакцию.
Ирина Врублевская, Рашит Гайсин,
Анастасия Гроза, Елена Лаппо и Рустам
Шамсутдинов доказали указанные утверждения
путем рассуждений. Спасибо вам, ребята!
Для наглядности запишем ребус
следующим образом:
Видно, что А = 0 или А = 5 и К = 1
или К = 2 или К = 3. Рассматривая крайний
левый столбец, рассмотрим все возможные варианты
сочетания значений К и Н (пока без учета
второго слева столбца):
При заполнении предыдущей таблички
учитывалось, что со второго слева столбца в
крайний слева может “в уме” перейти 0, 1 или 2. С
учетом цифр во втором слева столбце можем
подготовить такую табличку:
из которой следует, что К = 2, Н =
8, А = 5. Заменим найденные значения в ребусе:
Видно, что Г = 7:
Теперь имеем 3И + 2 = 10 + У, откуда
следует, что И № 0 и И № 1 и И №
6 и И № 9. Остается, что
И = 3 или И = 4. Последний вариант не
подходит, т.к. при нем и У = 4, что недопустимо.
Значит,
И = 3, У = 1.
Правильные ответы прислали:
— Абдуллин Рамиль, средняя школа
деревни Старый Бабич Кармаскалинского р-на
Республики Башкортостан, учитель Абдуллин Р.Ф.;
— Афанасьев Олег, Ершова Светлана,
Ефимов Михаил, Иванова Татьяна, Ходоровская
Виктория и Шеплякова Анастасия, г. Сегежа,
Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков
В.В.;
— Афанасьева Елизавета, г. Балашов,
Саратовская обл., гуманитарно-педагогический
лицей-интернат, учитель Сухорукова Е.В.;
— Белякова Екатерина, Зеленин Андрей,
Комисарова Оксана и Шикунова Алена, г. Балашов,
Саратовская обл., гимназия им. Ю.А. Гарнаева,
учитель Сухорукова Е.В.;
— Гайсина Галия и Гайсин Рашит, г. Уфа,
Республика Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Глижинский Дмитрий, г. Бендеры,
Республика Молдова, гимназия № 2, учитель Глижинская
С.Л.;
— Глухов Валентин, Кемаев Владимир и
Полушкин Евгений, Кемлянская средняя школа
Ичалковского р-на Республики Мордовия, учитель Силантьев
О.П.;
— Головизнина Светлана, Мавлюкеев
Тимур и Озеров Алексей, поселок Садовый
Новосибирской обл., школа № 70, учитель Юрцева
Е.В.;
— Зенов А. и Иванова А., г. Стерлитамак,
Республика Башкортостан, Стерлитамакский
художественно-технологический техникум,
преподаватель Орлова Е.В.;
— Лебедков Николай и Филонов Евгений,
средняя школа поселка Тавричанка Альшеевского
р-на, Республика Башкортостан, учитель Корнеева
М.В.;
— Рафиков Арсен, поселок Кандры
Туймазинского р-на Республики Башкортостан,
школа № 2, учитель Шакирова А.Г.
Правильный ответ на задание,
опубликованное в статье “Тарабарская грамота”,
прислали также:
— Александров Алексей, г.
Новочеркасск, Суворовское училище МВД РФ,
преподаватель Воронкова О.Б.;
— Гарифуллина Л., Адельшинская средняя
школа, Чистопольский р-н Республики Татарстан,
учитель Фатхутдинова А.А.;
— Калиниченко Михаил и Шикунова Алена,
г. Балашов, Саратовская обл., гимназия им. Ю.А.
Гарнаева, учитель Сухорукова Е.В.;
— Морозова Дина, Республика
Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова
А.А.
Ответ на задачу “Может ли быть такое?”
представил Головко Александр, средняя школа
поселка Дормидонтовка Вяземского р-на
Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.
Ахметшина Альбина, Бобу Андрей и
Вдовин Роман, Республика Татарстан, г. Елабуга,
школа № 2, учитель Титовская А.О., прислали
ответ, связанный с выигрышной стратегией так
называемой “Игры Баше”, которая была
рассмотрена в газете-вкладке “В мир
информатики” № 76 (“Информатика” № 17/2006).
Программу на языке Visual Basic, моделирующую эту игру,
представил Клипов Игорь, г. Балашов Саратовской
обл., гуманитарно-педагогический лицей-интернат,
учителя Савилова О.В. и Сухорукова Е.В.
Дина Морозова представила также
правильное решение задач “Шестнадцать
студентов” и “Коля, Оля и тетя Поля” (они были
опубликованы в газете-вкладке “В мир
информатики” № 76 / “Информатика” № 17/2006).
Напомним, что Игорь Клипов из
Балашовского гуманитарно-педагогического
лицея-интерната предложил новый вариант задачи
“Коля, Оля и тетя Поля” (см. газету-вкладку “В
мир информатики” № 81 / “Информатика” № 22/2006).
Спасибо всем приславшим ответы!
Новая задача — “Почему трижды?”
Когда один компьютер посылает сообщения
другому, используя условные единицы и нули, мы
должны быть уверены в правильности полученной
информации. Значит, для выявления редких, но
возможных ошибок нам требуются какие-то методы.
Один из таких методов — передача каждой цифры
трижды, т.е. три раза подряд. Например, вместо 1100111
нужно передать 111 111 000 000 111 111 111.
Почему именно так?
Ответы, решения. разъяснения
к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики”
№ 79–80 (“Информатика”№ 20–21/2006)
Пронумеруем фразы, сказанные каждым
богатырем:
Допустим, что Соловья-разбойника
поймал Илья Муромец. Тогда фразы 2.1 и 2.3 являются
ложными, что невозможно.
Допустим, что “подвиг совершил” Алеша
Попович. Тогда сказанная им фраза 3.2 является
ложной, т.е. фраза 3.3 — правдива, а, следовательно,
истинной является и фраза Ильи Муромца,
обозначенная номером 2.2. Но при таком допущении
истинными становятся и фразы 2.1 и 2.3, что также
невозможно (получается, что Илья Муромец
произнес три правдивые фразы).
Остается, что Соловья-разбойника
поймал Добрыня Никитич. Проверка показывает, что
в этом случае все фразы соответствуют
“уговору”:
Ответы прислали:
— Абдуллин Рамиль, средняя школа
деревни Старый Бабич Кармаскалинского р-на
Республики Башкортостан, учитель Абдуллин Р.Ф.;
— Алибаева Карина и Красильникова
Ксения, г. Тобольск, гимназия им. Н.Д. Лицмана
(фамилия учителя информатики в письме, к
сожалению, не указана);
— Афанасьев Олег, Ершова Светлана,
Ефимов Михаил, Иванова Татьяна, Лукьянёнок
Сергей, Суворова Виктория, Ходоровская Виктория,
Чурсина Наталья и Шеплякова Анастасия, г. Сегежа,
Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков
В.В.;
— Баженов Михаил, средняя школа села
Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;
— Гайсина Галия и Гайсин Рашит, г. Уфа,
Республика Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Гарифуллина Л. и Халиуллина А.,
Адельшинская средняя школа, Чистопольский р-н,
Республика Татарстан, учитель Фатхутдинова А.А.;
— Глижинский Дмитрий, г. Бендеры,
Республика Молдова, гимназия № 2, учитель Глижинская
С.Л.;
— Глухов Валентин, Морозов Александр и
Полушкин Евгений, Кемлянская средняя школа
Ичалковского р-на Республики Мордовия, учитель Силантьев
О.П.;
— Деминцев Борис, средняя школа села
Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова
Л.И.;
— Иванов Спиридон, Максимов Борис и
Матвеева Дуся, средняя школа села Качикатцы
Хангалусского улуса, Республика Саха (Якутия),
учитель Яковлева М.Д.;
— Клипов Игорь, г. Балашов Саратовской
обл., гуманитарно-педагогический лицей-интернат,
учитель Сухорукова Е.В.;
— Коростелкин Сергей и Мальковский
Павел, средняя школа села Речица Ливенского р-на
Орловской обл., учитель Потлова О.А.;
— Минченко Татьяна, средняя школа села
Дохновичи Брянской обл., учитель Семенцова Е.В.;
— Морозова Дина, Республика Татарстан,
г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.
Лучшее решение:
Его представили Волкова Валентина,
Еремеева Светлана и Ерещенко Ольга, средняя
школа села Гилевка Алтайского края, учитель Збарах
В.Ф. Молодцы!
Ответы также прислали:
— Абдуллин Рамиль, средняя школа
деревни Старый Бабич Кармаскалинского р-на
Республики Башкортостан, учитель Абдуллин Р.Ф.;
— Антипина Анна, Диденко Оксана,
Занозин Михаил, Здорова Наталия и Пахомов Сергей,
г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина
Г.В.;
— Афанасьев Олег, Ефимов Михаил и
Ходоровская Виктория, г. Сегежа, Республика
Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;
— Баженов Михаил, средняя школа села
Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;
— Васильев Никита, Венедиктов Андрей и
Юнак Евгения, участники компьютерного кружка
Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова, г.
Нижний Новгород, педагог Занозина Г.В.;
— Гайсин Рашит, г. Уфа, Республика
Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Гарифуллина Л. и Халиуллина А.,
Адельшинская средняя школа, Чистопольский р-н,
Республика Татарстан, учитель Фатхутдинова А.А.;
— Глижинский Дмитрий, г. Бендеры,
Республика Молдова, гимназия № 2, учитель Глижинская
С.Л.;
— Глухов Валентин, Морозов Александр и
Полушкин Евгений, Кемлянская средняя школа
Ичалковского р-на Республики Мордовия, учитель Силантьев
О.П.;
— Деминцев Борис, средняя школа села
Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова
Л.И.;
— Климентьев Владимир и Малышева
Елена,
г. Лесосибирск Красноярского края, поселок
Стрелка, школа № 8, учитель Лопатин М.А.;
— Кузнецова Евгения, г. Ярославль,
школа № 33, учитель Головина Л.И.;
— Максимов Борис, средняя школа села
Качикатцы Хангалусского улуса, Республика Саха
(Якутия), учитель Яковлева М.Д.
Для того чтобы агент смог прочитать
послание шефа, он должен:
1. Таблицу из второго письма наложить
на таблицу из первого письма.
2. Выписать буквы, которые видны в
клетках.
3. Повернуть “верхнюю” таблицу на 90°
по часовой стрелке.
4. Продолжить выписывание букв в
“окошках” таблицы.
5. Повторить этапы 3 и 4 еще два раза.
Выписанные буквы и составят
зашифрованное послание, которое выглядит так:
этотшифрназываетсяповоротнаярешетка
Правильные ответы прислали:
— Баклаженко Алена, Губарь Николай и
Лесков Валентин, средняя школа поселка
Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края,
учитель Афиногенова Н.И.;
— Бобу Андрей, Республика Татарстан, г.
Елабуга, школа № 2, учитель Титовская А.О.;
— Бунина Анастасия, г. Ревда
Свердловской обл., школа № 28, учитель Кольцова
Е.М.;
— Буренина Юлия и Комисарова
Оксана, г. Балашов Саратовской обл., гимназия им.
Ю.А. Гарнаева, учитель Сухорукова Е.В.;
— Гайсина Галия и Гайсин Рашит, г. Уфа,
Республика Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Глухов Валентин, Морозов Александр,
Полушкин Геннадий и Полушкин Евгений, Кемлянская
средняя школа Ичалковского р-на Республики
Мордовия, учитель Силантьев О.П.;
— Дугаров Бато и Мункуев Амгалан,
Республика Бурятия, село Кижинга, Кижингинский
лицей, учитель Дашиева Д.Р.;
— Ерош Татьяна, Климентьев Владимир,
Колосов Владимир, Кулакова Оксана, Лапо Елена,
Малышева Елена, Мельник Кристина, Провальчук
Алена, Силинская Диана и Ярцева Светлана, г.
Лесосибирск Красноярского края, пос. Стрелка,
школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин
М.А.;
— Ефимов Михаил, Иванова Татьяна,
Смольянинова Алена, Ходоровская Виктория и
Шеплякова Анастасия, г. Сегежа, Республика
Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;
— Калмыкова Дарья, средняя школа села
Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;
— Каспир Юрий и Хроменков Алексей,
Московская обл., г. Щёлково, школа № 10, учитель Грибченко
И.В.;
— Курилкин Дмитрий, Пантюхина Анна и
Улыбышева Ирина, г. Струнино Владимирской обл.,
школа № 11, учитель Волков Ю.П.;
— Тищенко Владимир, г. Норильск
Красноярского края, школа № 38, учитель Тищенко
Ю.Н.;
— Храмцова Ксения, г. Ревда
Свердловской обл., школа № 28, учитель Кольцова
Е.М.
Напомним, что использованная в задании
методика шифрования текста описана в статье О.В.
Ярцевой “Шифрование табличками” в
газете-вкладке “В мир информатики” № 63
(“Информатика” № 22/2005).
Правильное решение головоломки
“судоку”, опубликованной в газете “В мир
информатики” № 78 (“Информатика” № 19/2006),
представили также:
— Гайсина Галия, г. Уфа, Республика
Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Клипов Игорь, г. Балашов Саратовской
обл., гуманитарно-педагогический лицей-интернат,
учитель Сухорукова Е.В.
Галия и Игорь, как и все остальные
читатели, приславшие правильный ответ, будут
награждены дипломами.
Игорь Клипов прислал также правильное
решение числового ребуса, опубликованного в
указанном номере нашей газеты, и ответы на
вопросы, предложенные в статьях “Пример
программирования № 6 «Бросание игральных
костей»” и “Переменные величины в процедурах
Visual Basic” (серия статей “Основы программирования
на Visual Basic”). Кроме того, Игорь представил
ряд программ на языке Visual Basic (в которых
имитируется бросание монеты, бросание игральных
костей и др.). Редакция решила наградить Игоря
дипломом. Поздравляем!
Числовой ребус, о котором шла речь чуть
выше, правильно решили также Васильева
Екатерина, Видякин Иван и Пономарева Анастасия,
г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков
Ю.П.
Правильный ответ на задание,
предложенное в статье “Тарабарская грамота”
(она была опубликована в газете “В
мир информатики” № 77 / “Информатика” № 18/2006),
представили Дугаров Бато и Мункуев Амгалан,
Республика Бурятия, село Кижинга, Кижингинский
лицей, учитель Дашиева Д.Р.
Какое число задумано?
Задумано трехзначное число, у которого с любым
из чисел 543, 142 и 562 совпадает один из разрядов, а
два других не совпадают. Какое число задумано? |