ЭНЦИКЛОПЕДИЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

I. Дидактика и информатика

5. Дидактическое обучение

К определению дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это новое понятие в дидактике, стремительно проявившее себя в педагогической практике и выросшее до новой дидактической категории. Даже в сравнительно новых учебниках и монографиях по дидактике такой термин не упоминается. А ведь уже пять лет тому назад в зале коллегии Министерства образования, посвященной состоянию и перспективам дистанционного обучения, был вывешен лозунг: “Дистанционное обучение: от дополнительного образования — к базовому!”.

Тем не менее споры об определении самого понятия до сих пор не утихли. Здесь используется такая трактовка понятия:

Дистанционное обучение — это форма учебного процесса, в которой отсутствующие явно личные контакты преподавателя и обучаемого реализуются средствами информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий.

Эта формулировка с порога отметает часто бытующее мнение, что дистанционное обучение — это частный вид обучения заочного с той лишь разницей, что преподаватель и обучаемый получают возможность обмениваться более объемными порциями информации и с большей скоростью. И хотя у заочной и дистанционной форм есть общий признак — участники учебного процесса находятся на расстоянии, — дистанционное обучение (ДО) действительно представляет собой новую форму учебного процесса, о новизне которой можно говорить, даже не используя известный философский принцип перехода количества в качество. И как новая форма она становится новой системой обучения.

Впрочем, согласимся и с тем, что это не строгая формулировка, а именно трактовка: средства информационно-коммуникационных технологий могут использоваться в любой форме обучения, и “то, что информация размещена на сетевых электронных носителях, не делает обучение само по себе дистанционным” [21]. Для этого необходима соответствующая организация самого учебного процесса в сети с новыми отношениями участников процесса, новыми дисциплинарными требованиями, новыми методиками и, конечно, новыми средствами. ДО сильно тем, что оно способно реально повысить качество образования10 в его энциклопедическом определении:

· создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

· индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

· конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию, так и по качеству образовательных услуг.

Учебный процесс в дистанционной форме — такой же сложный процесс, как и в очной форме, но организуемый в сети на основе интерактивных информационных и коммуникационных технологий. При этом надо осознавать, что определяющие, т.е. первичные, категории в педагогике — педагогические, а не технологические. Коммуникационные технологии — это лишь средства реализации задач обучения, воспитания, развития. Широкое распространение новых, дистанционных форм учебного процесса связано с задачами, которые ставит современное информационное общество, готовое предоставить для целей образования новые технологические инструменты.

 Дистанционные учебные центры

Наиболее широкая часть ДО-ресурсов принадлежит структурам государственного управления образованием. Вот пример (см. также примеры ниже):

23-0.gif (41263 bytes)

Информационно-аналитический сервер Минобразования России, http://de.unicor.ru/

В числе учреждений, находящихся на переднем фронте внедрения форм ДО и имеющих опыт такого внедрения, находятся вузы информатических направлений.

В контексте этой статьи интерес могли бы представить не вузовские центры ДО, а школьные и межшкольные центры, ориентированные на учеников и учителей общеобразовательных школ.

Таким является, в частности, известный центр дистанционного образования “Эйдос”, в номенклатуру учебных услуг которого входят:

· организация дистанционных конкурсов;

· курсы повышения квалификации;

· проект “Интернет-школа”;

· мастер-классы для старшеклассников;

· профиль-курсы.

24-0.gif (107868 bytes)

Сайт дистанционного центра ИНФОТЕХНО, http://www.infotechno.ru

24-1.gif (84397 bytes)

Сайт ДО-центра МЭСИ, http://www.mesi.ru/e-learning

Возрастной ценз учатсников дистанционного учебного процесса

Сегодня многие специалисты в области ДО считают, что ДО — это сфера профессиональной подготовки и повышения квалификации, высшее образование и, отчасти, старшая школа: именно этот контингент учащихся, с одной стороны, обладает достаточными уровнями знаний и умений в работе с необходимыми средствами информационных и коммуникационных технологий, а с другой, “достаточно дисциплинирован и обладает требуемой степенью мотивации к обучению” [28]. С опорой на объективные (психологические и даже физиологические) аргументы нас убеждают, что обязателен высокий уровень самоорганизованности, который становится препятствием для школьного использования дистанционного обучения ранее девятого класса.

Как же в таком случае найти объяснение тому “удивительному” факту, что в течение десятка лет у детей из многочисленных российских школ, участвующих в работе популярного дистанционного обучающего центра — Роботландского сетевого университета, наблюдается неистощимый интерес к работе в сети, а учителя, постоянные слушатели этого дистанционного центра, с большим удовлетворением совершенствуют на курсах этого центра свои методические знания, полученные по сети, и умения, используемые в школе, в том числе и начальной? [18, 20].

Проследим в каждой компоненте учебного процесса наблюдаемые в практике проявления феноменов, стимулирующих раннее информатическое образование школьников.

25-0.gif (70005 bytes)

Сайт МВТУ им. Н.Э. Баумана, http://engineer.bmstu.ru

25-1.gif (71244 bytes)

Сайт центра дистанционного обучения “Эйдос”, http://www.eidos.ru

26-0.gif (57579 bytes)

Сайт Роботландского сетевого университета, http://www.botik.ru/~robot/ru/index.htm

Цели. При естественном тяготении дистанционного обучения к дополнительному образованию (во всяком случае, в нынешней ситуации) осознанно и четко сформулированы цели углубления знаний, получаемых в базовом образовании.

Эти цели имеют под собою основания, так как знаниевый фундамент дистанционного и современного базового образования — общий. А если учесть, что в дистанционном обучающем центре во главу угла поставлено конструирование завершенных программных продуктов (или наполнение программных оболочек), то оказывается, что ДО по своим целям тесно соприкасается с базовым обучением еще и по завоевывающей современную педагогику стратегии обучения так называемому “компетентностному подходу”, при котором итоговый педагогический эффект оценивается не по объему знаний, накопленных учеником, а по его умению внедрять полученные знания в жизнь, умениям искать и находить информацию, необходимую для решения поставленной в конкретный момент задачи (см. Компетентность и операционный стиль мышления).

Чтобы добиться успеха в формировании высокой компетентности учащихся в информатике и информационных технологиях, столь же определенно формулируется цель освоения детьми современных информационных и в первую очередь коммуникационных технологий. Со времен Селестэна Френе, Антона Макаренко и Максима Горького известно, как высоко дети (включая младших или, быть может, особенно младшие) ценят доверие взрослых, которые их вводят в настоящий мир настоящих вещей и настоящих дел.

Содержание. Главная находка ДО — популярный сейчас метод проектов (см. Типизация методов обучения). Формально проект в учебной деятельности дистанционного центра трактуется как завершенный программный продукт, являющийся отчетом по изучаемой теме. Правда, младшие школьники, несмотря на “студенческие” звания, чаще относятся к своим проектам как к конкурсным произведениям, отправляемым на очередное соревнование однокурсников.

Содержание текущих заданий, конкурсных работ и выпускных проектов определяется прежде всего возрастом учащихся.

Средства. Известную долю успеха дистанционный обучающий центр получил за счет оригинального инструментария. Как программное обеспечение, так и методические пособия и учебники для всех курсов созданы авторами и кураторами курсов.

Преимущества оригинальных программных и методических средств состоят не столько в относительной дешевизне стоимости обучения, сколько в том, что и программы, и книги исходно были ориентированы на обеспечение конкретных учебных курсов дистанционного обучающего центра.

С полным основанием большую часть пособий этого центра можно отнести к учебникам нового поколения (см. Учебник).

Каждая тема имеет, как правило, набор инструментальных средств, с помощью которых ученик может (должен!) сконструировать программный ресурс изучаемого типа, не обращаясь к помощи языков программирования. Такой же инструментальной программой является автоматизированное рабочее место (АРМ) проверки, с помощью которого можно с достаточно высокой степенью объективности оценить, например, сайт, созданный однокурсниками в качестве курсового проекта. Перечисленные программные средства дистанционного центра призваны обеспечить комфортные условия для любой формы учебных занятий.

Пропорции между оригинальными программными средствами и стандартными системными и прикладными программами меняются с возрастом детей: в арсенале младших преобладают оригинальные программные исполнители и конструкторы, старшим в большей степени нужны стандартные редакторы, браузеры, языковые системы программирования.

Вне зависимости от профиля курса едиными для всех “студентов” являются коммуникационные программы. Наиболее активно эксплуатируются программы электронной почты. Более того, владение возможностями почтовых программ во многом обеспечивает качество ДО. Значительная часть методической нормативной и директивной информации циркулирует от куратора к слушателям по “вертикальным” спискам рассылки. Хотя нередко приходится общаться в режиме, близком к реальному времени (в том числе и в учебном процессе), тем не менее ICQ, чат и иные средства оперативного общения не рекомендуются для учебных коммуникаций младших школьников, не имеющих пока навыков оперативного клавиатурного набора и адекватного уровня грамотности.

Форма. Учащиеся дистанционного центра — это не индивидуальные студенты, а команды, собранные чаще всего из одного класса. В условиях дополнительного образования вполне допустимо собирать в кружок учащихся разных классов и даже разного возраста. Команда — это коллективный ученик. Количество учеников в команде не нормируется, однако из практики видно, что наиболее устойчиво и эффективно работают команды из 10–15 школьников, близких по возрасту.

Руководитель команды — определяющая личность дистанционного учебного процесса. Именно он является преобразователем интеллектуального и методического потенциала дистанционного центра в коллективную деятельность команды школьников. Организуя работу детей, он вместе со своими учениками (с некоторым опережением) знакомится с присылаемой по сети учебной и нормативно-административной информацией и в соответствии с методическими рекомендациями куратора проводит регулярные занятия. Дети заинтересованы в таком созидательном процессе по конструированию программных продуктов, в изучении информатики, компьютеров и информационных технологий, в общении с далекими сверстниками. Немалую долю стимулирования учащихся составляют торжественные документы, которые они получают по окончании курса, — удостоверения, грамоты, дипломы, оценивающие и их индивидуальную деятельность, и вклад в работу своей команды ([18]).

Заинтересованность учителя, помимо желания дать детям больше новых знаний, умений и навыков, состоит в освоении новых методик, а также в сертификации своей деятельности.

Учебный процесс в дистанционном центре рассчитан на коллективные формы учебной деятельности. Метод проектов органично использует коллективизм — качество, в формировании которого важно убедить именно нынешнее поколение молодежи, поскольку из всех остальных (кроме школы) воспитательных источников ученик видит чаще всего аргументацию индивидуальных качеств. Используя коллективизм как эффективный педагогический механизм и нацеливая на проектирование коллективного проекта, учитель — руководитель команды должен хорошо знать индивидуальные особенности и способности каждого своего ученика. В таком случае ему удобно организовать работу над коллективным проектом: те, кто хорошо рисует, занимаются графическим оформлением проекта, учащиеся музыкальных школ — его музыкальной аранжировкой, школьники, нашедшие себя в информатике, составляют общий план коллективного проекта и формируют соответствующую программную оболочку. А ведь в коллективе могут оказаться и прирожденные литераторы, которые не только способны правильно и выразительно написать текст, но и зачастую придать ему стихотворную форму.

Основа коллективизма — это стремление создать совместный, общий и единый полезный продукт. В таких условиях дети ощущают свою личную ответственность за коллективную работу команды. Эта ответственность позволяет естественно формировать у детей понятие производственной (учебной) дисциплины, которая состоит не в примерном поведении на занятии, а в выполнении графика работ (подчас достаточно строгого). В таких условиях дисциплина перестает быть требованием учителя, она рождается внутри детского коллектива, инициируемая честью своей команды.

На младших курсах в методике занятий преобладают игры. В игровой форме предстает перед детьми линейный алгоритм классической задачи о перевозе через реку волка, козы и капусты в двухместной лодке. Изучая ветвление как управляющую структуру, дети решают на экране задачу про жадного купца, который пытается обнаружить фальшивую монету среди “настоящих” монет за минимальное число взвешиваний. А о вспомогательном алгоритме (пропедевтика процедур) они узнают, “играя” на программной модели исполнителя железнодорожной сортировочной станции. Пятиклассники решают (и строят) головоломные лабиринтные задачи. У третьеклассников — тоже задача-игра: им надо рассадить по кабинкам колеса обозрения детей, пришедших в экранный Луна-парк…

За учебный год на каждом курсе изучаются от двух до семи тем. Каждая тема заканчивается соревнованием-турниром, условия которого известны уже в начале изучения темы. По большинству тем существует (и используется) возможность проведения как личных, так и командных соревнований конкурса. Экспертная система оценивания личных работ и командных результатов детям известна и может ими контролироваться. Во всяком случае, детей этому учат. Методический прием такого обучения — механизм перекрестных проверок — еще одна находка дистанционного обучения коллективных учеников: тема завершена; работы на конкурс отправлены; остается только ожидать оценку, поставленную куратором. Но… в этот момент куратор отправляет по списку рассылки незаполненные таблицы, в которых строками служат названия конкурсных работ, а столбцами — критерии оценок. Команда, получившая такую таблицу, должна проверить работу и проставить оценки по каждому критерию для нескольких команд-однокурсниц, указанных куратором. Получив обратно заполненные таблицы, куратор имеет по каждой работе репрезентативное множество многокритериальных оценок, где оценка по каждому отдельному критерию может быть достаточно субъективной. Но репрезентативность множества оценок обеспечивает объективность итоговой оценки, которая позволяет определить место оцениваемой работы в личной номинации, а следовательно, собрать информацию для командного зачета.

Однако у механизма перекрестных проверок есть еще одно очень важное педагогическое назначение, помимо объективности оценок. Завершив работу по теме и знакомясь с результатами перекрестных проверок, ученик возвращается к пройденной теме еще раз: теперь он может либо увидеть допущенные им погрешности (тем самым продолжая обучение), либо, наоборот, самоутвердиться, если он ясно видит объективно оцененное качество его работы. Для ученика (малыша — особенно!) такое самоутверждение — важный, необходимый шаг в становлении личности.

Продолжение


10 Термин “качество образования” принимается здесь в определении “Педагогического энциклопедического словаря” под ред. Б.М. Бим-Бада. http://www.dictionare.fio.ru.