ЭНЦИКЛОПЕДИЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

I. Дидактика и информатика

10. Стандарты, учебные планы и учебники

Структура государственного образовательного стандарта

Планирование как вид деятельности является одним из важнейших для педагога (см. “Дидактическое обоснование школьной информатики” 2). Это особенно ощутимо для учителей информатики: школьная информатика, начиная с образовательной реформы 1985 года, стала первой в нашей стране плюралистической дисциплиной. Наряду с демократизацией образования плюралистический характер содержания и методики информатики привел к многообразию учебных планов, программ и учебников, возложив на учителя непростую задачу — сделать принципиальный выбор стратегии своей учебной деятельности. Сложность этого выбора привела в конце концов к необходимости стандартизации образования (и, в частности, выработки стандарта обучения информатике). Начало внедрения нового стандарта — 2004/2005 учебный год. В нем выделены три компонента — федеральный, региональный и школьный.

Федеральный компонент стандарта является основой для разработки федерального базисного учебного плана, примерных программ по учебным предметам и объективной оценки уровня подготовки выпускников, деятельности образовательных учреждений и расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования.

При наличии общегосударственного компонента стандарта не отрицается актуальность региональных (национально-региональных) компонентов государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации. К школьному компоненту относят совокупность документов, регламентирующих внутреннюю деятельность отдельного учебного заведения, исходя из запросов населения микрорайона или села.

Обычно структура стандарта включает:

· цель и задачи образования по школьным учебным предметам;

· знания, умения и навыки учащихся;

· технологию проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Официальный документ, в котором определены обязательные результаты образования по учебному предмету, востребован для обеспечения наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации; это ответ на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета нацелен на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Учебные планы и программы

На основе государственного стандарта образования построены документы, определяющие содержание образования. Главные из них — учебный план и учебные программы.

Базисный учебный план играет ключевую роль в общем среднем образовании и представляет собой систему нормативов, по которым разрабатываются типовые учебные планы; школы, в свою очередь, составляют свои, школьные учебные планы на основе типовых.

В базисном учебном плане определяются:

· обязательный минимальный перечень образовательных предметов и минимально необходимое для их изучения время;

· максимально допустимая нагрузка учащихся по классам;

· объем учебного времени, отводимого для выбора учебному заведению.

В этом документе выделены фундаментальная и технологическая (допрофессиональная) подготовка. Школьные предметы сгруппированы по образовательным областям, и это помогает обеспечить в базисном плане определенное равновесие между естественно-научными и гуманитарными образовательными областями. При этом соотношение названных двух групп образовательных областей динамично: в начальной (1–4) и основной (5–9) небольшой перевес сделан в сторону гуманитарного цикла, в полном среднем образовании (в старших классах) — в сторону естественно-научного цикла. Такие соотношения оправданны тем, что именно гуманитарное образование составляет основу развития личности на начальных этапах обучения в школе; преобладание естественно-научного содержания в старших классах связано с традициями отечественного образования — более глубокой подготовки выпускников по этому циклу дисциплин.

Конкретное содержание образования по образовательным областям и отдельным предметам задается учебными программами. Это документы, указывающие состав, структуру и последовательность изучаемого материала с распределением его по годам обучения, разделам и темам. По каждой теме задан объем знаний и способы деятельности.

В школьных рабочих программах отражается содержательная часть регионального и школьного компонента стандарта, а также учтены профессиональные качества и творческие возможности учительского коллектива.

Учебники

Учебники и учебные пособия наполняют обучение конкретным содержательным материалом и помогают учителю в построении курса. Это и материал для самостоятельной работы учащихся. Сегодня существует много учебников по одному и тому же предмету (это обстоятельство, в частности, определило потребность в стандартизации образования), что требует от учителей и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

Вместе со стандартами разработаны и весьма детализированные требования к школьным учебникам, в которых сгруппированы специализированные педагогико-эргономические требования, позволяющие достаточно объективно оценивать и сравнивать существующие и новые учебники.

В подготовке новых учебников применяются новые информационные инновационные13 технологии. К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной “твердой копией” книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора. У электронных версий — продуманный интерфейс, ориентированный на соответствующий возраст ученика-пользователя. Материал учебника строится из фрагментов разных жанров.

· Читальный зал — это сайтовые страницы, которые предложены ученику для чтения в доступной ему форме.

· Справочникматериал, куда учащийся может обратиться по гиперссылкам за получением справочной или дополнительной информации.

· Испытателивызываемые по ссылкам программы-демонстраторы, предлагающие ученику упражнения для усвоения и закрепления новых понятий, излагаемых в тексте урока.

· Зачетный класстестирующие программы с перечнем вопросов по теме урока и средства проверки правильности ответов.

Такие учебники создаются для любого предмета, они используются в любой форме обучения — и в обычной, очной, и в заочной, и в распространяющейся сейчас дистанционной форме (см. “Дистанционное обучение).

Другой путь проникновения информационных технологий в создание и распространение учебника — его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. При этом существуют два возможных способа организовать взаимоотношения “твердой” и электронной версии учебника: в одной из них компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в “твердой” копии (например, [19]); в другой, наоборот, основной учебный материал, подлежащий изучению, выпущен на компакт-диске, а “твердая” копия представляет собою методические рекомендации и описание вынесенных на диск учебных текстов и упражнений (например, [29]).


13 Инновационной принято называть технологию, которая не столько количественно улучшает процесс, в ходе которого изготовляется продукт, сколько вносит принципиальные, качественные изменения в технологию учебного процесса.

Продолжение